Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный — Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела — А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. Милый, чудесный, прелестный, густые, нетерпеливого, утреннему, янтарный, мрачные, бледное, мутном ПУШКИН
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
1. Основная мысль текста: Речь, кажущаяся нам чем-то естественным, на самом деле является приобретённой
2. Врожденный Нужно подобрать однокоренные слова. рождение, рожденный, возрождение, урожденный Корень – рожд. В родственных ему словах, таких как род, родина, возродиться, зародиться и т.д. корень – род. Таким образом, это чередующиеся корни род-рожд.
3. ГоворИм, едИм, язЫк, естЕственно, человЕческий, явлЯется В словах заглавными буквами выделены ударные, а подчеркнуты безударные гласные. Корни: Говор (однокоренные слова: гОвор, разговОр, говорлИвый, сгОвор) Ед (однокоренные слова: едА, съедАть, едОк. Хотя у глагола будет меняющийся корень Есть - ес, Ешь – ешь и т.д.) Язык (однокоренные слова: языковОй, язычОк, языкознАние, двуязЫчие). Как видим, здесь присутствует чередование к/ч. Естеств (однокоренные слова: естЕственный, естествО, естЕственность) Человеч (однокоренные слова: человЕк, человЕчность, человЕчество. Чередование к/ч) Явл (однокоренные слова: явлЕние, появлЕние, изъявлЯть, НО изъявИть, появИться, Явный, Явь. Таким образом, в этих словах чередующийся корень яв/явл)
4. Человеческий язык не является чем-то врождённым: нас обучили ему, обучило то общество, в котором мы живём.
Смысл данного предложения заключается в том, что речь невозможна без существования в обществе и целиком зависит от среды. Например, если маленький ребенок, который еще не научился говорить, случайно окажется вдали от людей говорить у него не возникнет сама по себе. Если он будет расти среди животных, то будет издавать звериные звуки, а не говорить на человеческом языке. Или если китайского ребенка поселить в русскую семью, он не сможет сам по себе заговорить по-китайски, вместо этого ребенок начнет говорить на русском, так как будет расти в русскоязычной среде.
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Милый, чудесный, прелестный, густые, нетерпеливого, утреннему, янтарный, мрачные, бледное, мутном ПУШКИН
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Нивы бесплодные, клевета ядовитая, с милого севера, степью лазурною, цепью жемчужною, вечные странники
ЛЕРМОНТОВ
1. Основная мысль текста:
Речь, кажущаяся нам чем-то естественным, на самом деле является приобретённой
2. Врожденный
Нужно подобрать однокоренные слова.
рождение, рожденный, возрождение, урожденный
Корень – рожд.
В родственных ему словах, таких как род, родина, возродиться, зародиться и т.д. корень – род.
Таким образом, это чередующиеся корни род-рожд.
3. ГоворИм, едИм, язЫк, естЕственно, человЕческий, явлЯется
В словах заглавными буквами выделены ударные, а подчеркнуты безударные гласные.
Корни:
Говор (однокоренные слова: гОвор, разговОр, говорлИвый, сгОвор)
Ед (однокоренные слова: едА, съедАть, едОк. Хотя у глагола будет меняющийся корень Есть - ес, Ешь – ешь и т.д.)
Язык (однокоренные слова: языковОй, язычОк, языкознАние, двуязЫчие). Как видим, здесь присутствует чередование к/ч.
Естеств (однокоренные слова: естЕственный, естествО, естЕственность)
Человеч (однокоренные слова: человЕк, человЕчность, человЕчество. Чередование к/ч)
Явл (однокоренные слова: явлЕние, появлЕние, изъявлЯть, НО изъявИть, появИться, Явный, Явь. Таким образом, в этих словах чередующийся корень яв/явл)
4. Человеческий язык не является чем-то врождённым: нас обучили ему, обучило то общество, в котором мы живём.
Смысл данного предложения заключается в том, что речь невозможна без существования в обществе и целиком зависит от среды. Например, если маленький ребенок, который еще не научился говорить, случайно окажется вдали от людей говорить у него не возникнет сама по себе. Если он будет расти среди животных, то будет издавать звериные звуки, а не говорить на человеческом языке. Или если китайского ребенка поселить в русскую семью, он не сможет сам по себе заговорить по-китайски, вместо этого ребенок начнет говорить на русском, так как будет расти в русскоязычной среде.