ответ:Цели. создать условия для знакомства с произведениями М. Ю. Лермонтова и К.Бальмонта, формировать умение анализировать стихотворные тексты, соотносить их с мифами; развивать творческие , речь учащихся; содействовать эмоциональному восприятию мира художественной литературы.
1. Мотивационно-ориентировочный этап
Цель этапа: побудить учащихся к анализу собственного знания, вовлечь в деятельность на уроке.
Сегодня на уроке мы будем работать над двумя произведениями, в которых отражены славянские миф о русалках.
— Зачем нам нужно знать о русалках? Разве кто-нибудь верит, что они существуют? (система взглядов древних славян на мир)
— Что вы знаете о русалках? К какому миру они относятся?
2. Операционно-исполнительский этап
Работа со словарями. Посмотрим, что говорится о русалках в словарях.
Словарь Ожегова. Русалка — существо, живущее в воде, с длинными волосами, рыбьим хвостом. Глаза зеленоватые, взгляд холодный, манящий, кровь холодная.
Действия. манят на дно, могут защекотать.
Мифологический словарь: Русалки — вредоносные существа, в которых превращаются умершие утопленницы.
Чтение стихотворения М. Лермонтова «Морская царевна». Стратегия направленного чтения. Текст разбивается на три части.
Чтение и анализ первой части
— Где царевич купает коня? (Очевидно, что на начало стихотворения он находится на мелководье, где до него доносится голос из воды).
— Почему фыркает конь и ушами прядёт?
— Кто такая морская царевна? Как она выглядит? Совпадает ли её образ с тем, который создан в славянских мифах?
— Можно ли сказать, что темой стихотворения является любовная тема?
— Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Чтение и анализ второй части
— Каким предстаёт перед нами царевич? (Герой не поддаётся обману, он знает, чем грозит ему зов царевны. Ловкий, отважный. Обратим внимание на изначальное равенство героев: царевич — царевна).
— Почему плачет морская царевна?
— Как бы вы поступили на месте царевича?
Чтение и анализ третьей части
— Зачем царевич вытаскивает русалку на берег? (В море морскую царевну ему не победить, в своей стихии она сильнее его).
— С какой целью царевич товарищей громко зовёт? (хочет похвалиться добычей).
— Почему друзья царевича не радуются его победе и стоят смущённой толпой? (погубил русалку без причины)
— Что увидел царевич, обернувшись назад?
— Какой непонятный упрёк шепчут уста чудища? (Это укор царевичу, вытащившему русалку на сушу и обрекшему её на погибель).
— Почему царевич едет задумчиво прочь, о чём он думает?
— Как он будет помнить царскую дочь: как результат победы или увиденный ужас?
— Можно ли оправдать поступок царевича?
Словарная работа, предшествующая чтению стихотворения К. Бальмонта «Русалка»
Опал — минерал, бледный стекловидный камень.
Жемчуг — твёрдое вещество, которое образуется в раковинах моллюсков в виде зёрен.
Малахит — непрозрачный минерал ярко-зелёного цвета.
Лазоревый (лазурный) — светло-синий .
Чтение и анализ стихотворения
— Какая разница между словами «морская царевна» и «русалка»?
— Какое отражение нашёл миф о русалках в стихотворении К. Бальмонта? (русалки в мифологии — это умершие девушки, преимущественно утопленницы)
— Совпадает ли образ русалки с тем, что создан в народных поверьях? (изумрудный наряд, нежен цвет очей зелёных, лучистый взгляд).
— Какой взгляд может быть назван лучистым?
— В какое время суток и в каком мире происходит действие? (на границе дня и ночи и на границе миров: " Над нею догорал оранжевый закат») Русалка — существо потустороннего мира, а время действия потусторонних сил — ночь.
— Почему она такая грустная, печальная? Куда направлен её взгляд? («Над нею догорал оранжевый закат. Уже зажглась луна опалом. Но устремляла вдаль она лучистый взгляд, плывя в течении усталом».) Раньше она была человеком, и мы можем предположить, что там, на земле, остались люди, которых она любит. Это и есть та звезда, за которую она готова отдать все «роскошества жемчужных берегов»
— В чём, на ваш взгляд, заключена основная мысль стихотворения? (Любовь сильнее смерти
ответ:Цели. создать условия для знакомства с произведениями М. Ю. Лермонтова и К.Бальмонта, формировать умение анализировать стихотворные тексты, соотносить их с мифами; развивать творческие , речь учащихся; содействовать эмоциональному восприятию мира художественной литературы.
1. Мотивационно-ориентировочный этап
Цель этапа: побудить учащихся к анализу собственного знания, вовлечь в деятельность на уроке.
Сегодня на уроке мы будем работать над двумя произведениями, в которых отражены славянские миф о русалках.
— Зачем нам нужно знать о русалках? Разве кто-нибудь верит, что они существуют? (система взглядов древних славян на мир)
— Что вы знаете о русалках? К какому миру они относятся?
2. Операционно-исполнительский этап
Работа со словарями. Посмотрим, что говорится о русалках в словарях.
Словарь Ожегова. Русалка — существо, живущее в воде, с длинными волосами, рыбьим хвостом. Глаза зеленоватые, взгляд холодный, манящий, кровь холодная.
Действия. манят на дно, могут защекотать.
Мифологический словарь: Русалки — вредоносные существа, в которых превращаются умершие утопленницы.
Чтение стихотворения М. Лермонтова «Морская царевна». Стратегия направленного чтения. Текст разбивается на три части.
Чтение и анализ первой части
— Где царевич купает коня? (Очевидно, что на начало стихотворения он находится на мелководье, где до него доносится голос из воды).
— Почему фыркает конь и ушами прядёт?
— Кто такая морская царевна? Как она выглядит? Совпадает ли её образ с тем, который создан в славянских мифах?
— Можно ли сказать, что темой стихотворения является любовная тема?
— Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Чтение и анализ второй части
— Каким предстаёт перед нами царевич? (Герой не поддаётся обману, он знает, чем грозит ему зов царевны. Ловкий, отважный. Обратим внимание на изначальное равенство героев: царевич — царевна).
— Почему плачет морская царевна?
— Как бы вы поступили на месте царевича?
Чтение и анализ третьей части
— Зачем царевич вытаскивает русалку на берег? (В море морскую царевну ему не победить, в своей стихии она сильнее его).
— С какой целью царевич товарищей громко зовёт? (хочет похвалиться добычей).
— Почему друзья царевича не радуются его победе и стоят смущённой толпой? (погубил русалку без причины)
— Что увидел царевич, обернувшись назад?
— Какой непонятный упрёк шепчут уста чудища? (Это укор царевичу, вытащившему русалку на сушу и обрекшему её на погибель).
— Почему царевич едет задумчиво прочь, о чём он думает?
— Как он будет помнить царскую дочь: как результат победы или увиденный ужас?
— Можно ли оправдать поступок царевича?
Словарная работа, предшествующая чтению стихотворения К. Бальмонта «Русалка»
Опал — минерал, бледный стекловидный камень.
Жемчуг — твёрдое вещество, которое образуется в раковинах моллюсков в виде зёрен.
Малахит — непрозрачный минерал ярко-зелёного цвета.
Лазоревый (лазурный) — светло-синий .
Чтение и анализ стихотворения
— Какая разница между словами «морская царевна» и «русалка»?
— Какое отражение нашёл миф о русалках в стихотворении К. Бальмонта? (русалки в мифологии — это умершие девушки, преимущественно утопленницы)
— Совпадает ли образ русалки с тем, что создан в народных поверьях? (изумрудный наряд, нежен цвет очей зелёных, лучистый взгляд).
— Какой взгляд может быть назван лучистым?
— В какое время суток и в каком мире происходит действие? (на границе дня и ночи и на границе миров: " Над нею догорал оранжевый закат») Русалка — существо потустороннего мира, а время действия потусторонних сил — ночь.
— Почему она такая грустная, печальная? Куда направлен её взгляд? («Над нею догорал оранжевый закат. Уже зажглась луна опалом. Но устремляла вдаль она лучистый взгляд, плывя в течении усталом».) Раньше она была человеком, и мы можем предположить, что там, на земле, остались люди, которых она любит. Это и есть та звезда, за которую она готова отдать все «роскошества жемчужных берегов»
— В чём, на ваш взгляд, заключена основная мысль стихотворения? (Любовь сильнее смерти
Огромный океан тяжело дышит и свирепеет. Он бросает небольшой
кораблик с волны на волну. Вдали колеблются золотые огоньки
далёкого берега. Вечерняя Тьма сгущается. Мощный ураган стал
усиливаться. Судно прыгает на бушующих волнах.
Огромный (определение выраженное прилагательным) океан (подлежащее, выраженное существительным) тяжело (обстоятельство выраженное наречием) дышит (сказуемое выраженное глаголом) и свирепеет (сказуемое выраженное глаголом).
Судно (подлежащее, выраженное существительным) прыгает (сказуемое выраженное глаголом) на (предлог) бушующих (определение выраженное прилагательным) волнах (обстоятельство выраженное существительным).
1. Золотые (какие?) огоньки (главное слово)
2. Огоньки (главное слово) берега (чего?)
3. Берега (главное слово) далекого (какого?)
4. Колеблются (главное слово) вдали (где?)