Сочинение-рассуждение на литературную тему является результатом обсуждения того или иного художественного произведения на уроках литературы, т.е. результатом диалогового или полилогового общения. Этим обстоятельством задается характер сочинения. Ученик как бы воспроизводит или продолжает состоявшийся разговор, соглашается или спорит с высказанными предположениями, его задача - доказать свою точку зрения. Отсюда школьное сочинение-рассуждение строится на формах аргументирующей речи. Найти необходимые убеждения может вернувшаяся в школу риторика. Предметом исследования современной риторики является прежде всего устная речь. В данной статье предпринимается попытка использования общих риторических принципов построения речи в работе над школьным сочинением-рассуждением. Статья отвечает на вопрос: "Как написать школьное сочинение-рассуждение, следуя правилам риторики?"
1. Обозначить грамматическую основу в первых четырех предложениях, определить вид сказуемого: Первого абзаца (1 вариант). 1) прудок - подлежащее 2) бьет (ПГС) ключ (подлежащее) 3) прудок (подлежащее) колыбель (СИС) 4) родится и отправляется (однородные ПГС) Волга (подлежащее) Второго абзаца (2 вариант) 1) Волга (подлежащее) начинает поворачивать (СГС) 2) берега (подлежащее) покрыты (СИС) 3) холмы (подлежащее) чередуются (ПГС) 4) есть (ПГС) красота и очарование (однородные подлежащие)
2. Сделать синтаксический разбор предложения: Жигули - жемчужина Волги. (1 вариант) Жигули - подлежащее, выраженное существ., жемчужина - СИС, Волги - косвен.дополнение, выраж. существ. Волга - красавица. (2 вариант) Волга - подлеж., выраж.существ. красавица - СИС 3.Синтаксический разбор третьего предложения Этот прудок - колыбель великой русской реки. этот- согласов. определение, выраж.местоим.; прудок - подлеж., выраж. существ.; колыбель - СИС, великой русской - согласованные определения, выраж. прилагательными, реки - косв.допол., выраж. существ. (можно колыбель великой русской реки - все словосочетание - СИС) 4.В четвёртом предложении найти по одному словосочетанию на все три типа связи: далёкий путь - согласование; отсюда отправляется - примыкание; отправляется в путь - управление 5.Из предложений первого абзаца выписать все сказуемые и определить их вид: бьёт (ПГС), колыбель (СИС); родится и отправляется (Однородные ПГС); красавица (СИС); проходит (ПГС); прославлены (СИС)
Сочинение-рассуждение на литературную тему является результатом обсуждения того или иного художественного произведения на уроках литературы, т.е. результатом диалогового или полилогового общения. Этим обстоятельством задается характер сочинения. Ученик как бы воспроизводит или продолжает состоявшийся разговор, соглашается или спорит с высказанными предположениями, его задача - доказать свою точку зрения. Отсюда школьное сочинение-рассуждение строится на формах аргументирующей речи. Найти необходимые убеждения может вернувшаяся в школу риторика. Предметом исследования современной риторики является прежде всего устная речь. В данной статье предпринимается попытка использования общих риторических принципов построения речи в работе над школьным сочинением-рассуждением. Статья отвечает на вопрос: "Как написать школьное сочинение-рассуждение, следуя правилам риторики?"
Первого абзаца (1 вариант).
1) прудок - подлежащее
2) бьет (ПГС) ключ (подлежащее)
3) прудок (подлежащее) колыбель (СИС)
4) родится и отправляется (однородные ПГС) Волга (подлежащее)
Второго абзаца (2 вариант)
1) Волга (подлежащее) начинает поворачивать (СГС)
2) берега (подлежащее) покрыты (СИС)
3) холмы (подлежащее) чередуются (ПГС)
4) есть (ПГС) красота и очарование (однородные подлежащие)
2. Сделать синтаксический разбор предложения:
Жигули - жемчужина Волги. (1 вариант) Жигули - подлежащее, выраженное существ., жемчужина - СИС, Волги - косвен.дополнение, выраж. существ.
Волга - красавица. (2 вариант) Волга - подлеж., выраж.существ.
красавица - СИС
3.Синтаксический разбор третьего предложения
Этот прудок - колыбель великой русской реки.
этот- согласов. определение, выраж.местоим.; прудок - подлеж., выраж. существ.; колыбель - СИС, великой русской - согласованные определения, выраж. прилагательными, реки - косв.допол., выраж. существ. (можно колыбель великой русской реки - все словосочетание - СИС)
4.В четвёртом предложении найти по одному словосочетанию на все три типа связи: далёкий путь - согласование; отсюда отправляется - примыкание; отправляется в путь - управление
5.Из предложений первого абзаца выписать все сказуемые и определить их вид: бьёт (ПГС), колыбель (СИС); родится и отправляется (Однородные ПГС); красавица (СИС); проходит (ПГС); прославлены (СИС)