Как Вы понимаете значение слова ПАТРИОТИЗМ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите
сочинение- рассуждение на тему «Какого человека можно считать
патриотом?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента,
подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из
прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)Наши войска отступали перед сильным напором врага. (2)Полк должен
был разрушить мост на пути наступления неприятеля.
(3)Во время сапёрной работы прапорщик доложил командиру полка:
– (4)Господин полковник, унтер-офицер Фёдоров предлагает…
– (5)Какой Фёдоров? (6)Который меня?
– (7)Так точно. (8)Он предлагает интересную вещь, а именно: взорвать
минированный мост тогда, когда через него пойдёт неприятельская
артиллерия. (9)У него очень смелый план. (10)Благоволите его выслушать.
(11)Призвали Фёдорова.
– (12)Изволите видеть, ваше высокоблагородие, вот этот глиняный обрыв
берега, вот на нём все дыры – это гнёзда стрижей. (13)С обрыва весь мост как
на ладони… (14)Я бы думал так: мост заминировать, а взорвать его, когда по
нему пойдёт войско и, главное, орудия. (15)Для этого провода от мин провести
под землёй к обрыву, а оттуда я взорву врага.
– (16)Каким образом?
– (17)Сверху этого обрыва выкопайте землянку, чтобы одному человеку
залечь в ней, проведите к ней – ведь всего сто шагов от моста – концы
проводов, заройте меня в эту землянку, сверху заровняйте землю, чтобы и
следов не было, а между стрижиными гнёздами сделайте из землянки такую же
дырку, в которую я и дышать буду, и наблюдать за мостом. (18)Как он с
артиллерией пойдёт, так я и взорву, и конец ему.
– (19)Но и тебе тоже. (20)Взрыв мощный: взлетишь на воздух вместе с
мостом. (21)А если и уцелеешь, то сам из землянки без входа не выберешься.
(22)Ведь это значит тебя заживо на верную, беспощадную смерть отправить.
– (23)Точно так. (24)Меня закопаете одного, а я уж, должно быть, после
взрыва побольше за собой в могилу потащу… (25)Ведь тогда не зря погибну
хоть, а за наших, за землю родную…
(26)Полковник задумался.
(27)Несколько месяцев спустя Становой справлял свои именины. (28)В числе
гостей были воинский начальник, священник и прапорщик с двумя Георгиями,
которые красовались у него на груди.
(29)За чаем прапорщик Фёдоров рассказывал откровенно и о том, за
что ему дали офицерские погоны и золотой крестик.
– (30)Могилу сапёры вырыли хоть куда... (31)Провели четыре толстых
газовых трубы – в две дышать, в две глядеть. (32)Весь мост на виду мне, а им
только видны стрижиные гнёзда и ничего больше. (33)Батюшка пришёл,
исповедал и приобщил… (34)Ну как покойника хоронили… (35)Да ведь и
не было у меня шанса выжить – все понимали.
(36)Пришло время лезть. (37)Полез, потом лесенку убрали, боязно стало, а я
только крикнул: «Закрывай скорей!»
(38)Страшно стало. (39)Сверху всё смолкло: только камыш на берегу
шепчет. (40)Ушли, значит… (41)Смотрю я на мост – никого. (42)Дышать
немного тяжело – сырой землёй пахнет… (43)Видно, не проходил через трубу
воздух. (44)И ко сну клонит… (45)Думаю, впрочем: засну – не задохнусь
тут. (46)Смотрю: из-за моста скачет взвод казаков… (47)Значит, враг близко казаки, а так минут через десять неприятельская кавалерия.
(49)С коней послезали и четверых отправили к мосту. (50)А провода у меня и
справа, и слева. (51)Только соедини – и мост взорван. (52)Мучило меня только
одно: вдруг неприятель раздумает идти по мосту, пропал я, малый, зря…
(53)Разведчики сели на коней и поехали шагом по мосту, а трое отделились и
поскакали назад. (54)Потом вижу пыль за мостом… (55) Кавалерийский полк
идёт, а за ним полк пехоты и там артиллерия… (56)Чувствую уже безумный
испуг… (57)Меня и тянет провода соединить, но жду. (58)Двинулись орудия, а
руки у меня дрожат, зубы стучат, сердце замирает, задыхаюсь. (59)Ну, думаю,
пора, а то ещё задохнусь, зря заряд пропадёт. (60)Соединил провода… (61)Как
шандарахнет! (62)Будто вся земля взорвалась – такой сильный был взрыв.
(63)Он смолк.
– (64)Ну а как же вы с кто-то.
– (65)Очнулся я в госпитале. (66)Я открыл глаза и ничего не говорю и ничего
не понимаю. (67)Ищу трубу, чтобы подышать… (68)На другой день сам
командующий армией пришёл и о награде сказал...
– (69)А как же всё-таки вы Ничего не знаю. (71)Видать, наши, когда пошли вражеский урон
подсчитывать, меня заметили. (72)Видно, взрывом выбросило меня из земли…
(73)Стало быть, вся земля вокруг меня взорвалась, а самого уберегло…
(74)Только вверх, к воздуху выбросило. (75)Живого…
Рубахи, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. Орнаментный узор клали на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка-«оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.
Князю полагалось ходить в длинной до пят одежде алого цвета, непременно богато расшитой. Особая роскошь княжеского наряда заключалась в нашитых на кафтан дорогой материи, непременно другого цвета, кружевах и драгоценных пуговицах. Бояре носили одежду покороче и других цветов.
Верхним платьем служил кафтан, обычно с длинными рукавами. Верхней парадной одеждой был также опашень. Его носили внакидку, на «опаш» . Сверху донизу опашень застегивали на пуговицы, серебряные или золотые. Опашень на меху становился шубой.
В холодное время на исподние (нижние) рубашки надевали шерстяные или меховые одежды: различные безрукавки и шубы. Кто победнее, носил шубу из овчины, козьего, волчьего или медвежьего меха. Богатые и знатные шили шубы из песца, бобра, лисицы, белки и куницы. Шубы были длинные и короткие, но всегда широкие. Их надевали не только – во время приема гостей. В шубах и шапках бояре сидели в Боярской думе, на царских пирах даже в жаркие дни. Вот почему в строчке у Кончаловской мы читаем: «А боярыня, бывало, по три шубы надевала» . Шубы шили мехом внутрь. Простые шубы подбивали овчиной или заячьим мехом, а парадные – собольим, лисьим, бобровым. Вообще считалось, что чем больше надето на человеке, тем лучше, тем он богаче.
Рукава у некоторых видов одежды были очень длинными. Зимой при отсутствии рукавиц в них грели руки. Рукава завязывали сзади или собирали в складки на запястьях. Когда рукава были спущены, работать было невозможно. Отсюда и поговорка: «Работать спустя рукава»
Задание 1. Переписать БСП, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания. Указать грамматические основы предложений. Определить смысловые отношения между частями сложного предложения, пользуясь алгоритмом. Объяснить расстановку знаков препинания по образцу.
Образец: [ Алексей решил] : [довольно тянуть]. (БСП со значением дополнения).
что
[ - = ] : [ - = ].
1.Будет хорошая погода пойдем в горы. 2. См…трю в окно ст…ит темная ноч… . 3. П…ет море гудит город ярко сверкает солнце. 4. Богатому не спится богатый вора б…ится. 5. Зато Обломов был прав на деле (ни)одного пятна, упрёка в х…лодном, в бе(з,с)душном цинизме, без увлечения и без борьбы, не лежало на его совести. 6. За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность он любил до смерти ра(с,з)сказывать одно и то же.
2 уровень
Задание 1. Определить типы СПП. Заменить их сложными бессоюзными предложениями и объяснить знаки препинания по образцу. При синонимической замене предложений, если необходимо, опустить ненужные слова, изменить порядок членов предложения. Выполнить работу по образцу.
Образец: (Когда ехал сюда), [ рожь начинала желтеть]. (СПП с придаточным обстоятельственным времени). - [Ехал сюда] - [рожь начинала желтеть]. (БСП со значением времени).
когда
[ = ] : [ - = ].
1. Идти было трудно, потому что колючие кусты разрослись густо. 2. Если увидишься с Горьким, то поговори с ним. 3. Я тебе определенно скажу, что у тебя есть талант.
Задание 2. Соедините смысловое значение с предложением (знаки препинания не расставлены):
а) чередование 1) Все поняли никто не сможет этого избежать;
б) определение дождь вечернее небо очистилось стало тихо;
в) сравнение 3) Хвалы приманчивы их все желают;
г) изъяснение 4) Я выглянул из кибитки всё было мрак и вихорь;
д) причина 5) Он появился летний приходит дождь;
е) время 6) Палубы не было видно она вся покрылась волнами;
з) следствие 7) К столбам прикреплены таблички тут останавливаются.
3 уровень
Задание 1. Дополните предложения так, чтобы получились БСП с различными смысловыми значениями (указать отношения, грамматические основы, составить схемы):
а) Утро было прекрасное;
б) Картина переменилась;
в) Зелёные дубы развесив свои кудрявые кроны закрыли небо;
г) Замела метель дорожки;
Задание 2. Составить БСП по данным схемам. Записать их.
[ ] , [ ].
(отношение одновременности)
[ ] - [ ].
(1-ая часть со значением времени)
[ ] : [ ].
(2-ая часть со значением причины)
Объяснение: