Как Вы понимаете значение слова ВЗАИМОВЫРУЧКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему нельзя бросать человека в беде?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
(1)Гринька и Федя собрались на луг за щавелём, и Ваня пошёл с ними.
– (2)Ступай, ступай, – сказала бабушка. – (3)Наберёшь щавелю – зелёные щи сварим.
(4)Весело было на лугу: траву ещё не скосили, кругом далеко-далеко пестрели цветы – и красные, и синие, и белые. (5)Весь луг был в цветах.
(6)Ребятишки разбрелись по лугу, широко раскинувшемуся до самого горизонта, и стали рвать щавель. (7)Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам.
(8)Вдруг Федя сказал:
– Что-то здесь пчёл видимо-невидимо!
– (9)Правда. (10)Здесь пчёл много, – сказал и Ваня. – (11)Всё время гудят.
– (12)Эй, ребята, – закричал издали Гринька, – поворачивай обратно! (13)Мы на пчельник забрели – вон ульи стоят!
(14)Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации, сквозь ветки которых были видны деревянные пчелиные домики.
– (15)Ребята, отступай! – скомандовал Гринька. – (16)Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.
(17)Ребятишки осторожно пошли от пчельника. (18)Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл, и совсем было ушли от пчельника, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. (19)Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал, и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. (20)Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.
– (21)Ребята! – крикнул Ваня. – (22)Васятку пчёлы закусали!
– (23)Если мы пойдём за ним на пчельник, то и нас пчёлы закусают, – ответил Гринька.
– (24)Надо его отца позвать, – сказал Федя. – (25)Когда пойдём мимо их дома, его отцу скажем.
(26)И оба пошли дальше, а Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.
– (27)Иди сюда! – крикнул он Васятке.
(28)Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос. (29)Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. (30)До самого дома довёл.
(31)Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:
– (32)Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? (33)Вон как пчёлы искусали!
(34)Посмотрела на Ваню: «Ах, батюшки, Ванёк, и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! (35)Ты не бойся: поболит – перестанет!»
– (36)Мне ничего, – сказал Ваня.
(37)И пошёл домой. (38)Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.
– (39)Ну и хорош! – сказала бабушка. – (40)Это кто же тебя так разукрасил?
– (41)Пчёлы, – ответил Ваня.
– (42)А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?
– (43)Они убежали, а я Васятку вёл, – сказал Ваня. – (44)А что ж такого? (45)Поболит – перестанет.
(46)Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.
– (47)Федя с Гринькой от пчёл убежали, – сказала бабушка, – а наш полез Васятку Вот бы мама сейчас его увидела – что бы она сказала?
(49)Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?
(50)А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:
– Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай. (51)И мама сказала бы: молодец у меня сынок! (52)Вот бы что она сказала
2.Члены предложения бывают главные(подлежащее,сказуемое) и второстепенные(дополнение,определение,обстоятельство) :Мокрая(определение) листва(подлежщ) не шуршит(сказ.) под ногами(обстоят.). Над(обстоят.) высокой(опред.) елью(обстоят.) пискнули(сказуем.) синички(подлеж.).Птички(подлеж.) ищут(сказуемое) пищу(дополение) в ветвях(обстоят.) дубов(дополнение).
Мокрая-прилаг, листва-сущ. не-частица шуршит-глагол под-предлог ногами-сущ.
3.Подлежащее -главный член предложения, называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?», «что?».Местоимения изменяются по числам, лицам , в 3 лице-по родам.
Ребята (подлежащее,сущ.)нашего(определение.местоимение) класса(дополнение,сущ.) смастерили (сказуемое,глагол)кормушку(дополнение,существит.) для(дополнение,предлог) птиц(дополнение.сущ.).
ребята-им.п.
кормушку-вин.пад.
класса,для птиц-родит.пад.
4. сказуемое-главный член предложения,который связан сподлежащим.обозначает действие предмета,отвечает на вопрос что делает?что сделает? глаголы времени изменяются по родам(шел-шла-шло):Грач прилетел время, мужской род, 3 лицо,ед.ч.) – проталины принес(настоящ.время, 3 лицо, ед.ч.).Соловей поет(настоящ.время. 3 лицо,ед.ч.) – черемуха цветет(настоящ. время. 3 лицо.ед.ч.) .Пеночки прилетят(буд.время, 3 лицо, мн.ч.) – цветы запестреют(будущ.время. 3 лицо, мн.ч.).
5.однородными- члены предложения, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию, объединенные одинаковым отношением к одному и тому же члену предложения, связанные между собой сочинительной связью.
местоимением-это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их: я, себя, ваш, столько и др.
:По/воз/к/а(приставка,корень,суффикс,окончание)
, чест/н/ый( корень,суффикс,окончание)
рас\сказ(приставка,корень)
по/беж/а/л/и(приставка.корень, 2 суффикса,окончание).
6.приставка.корень.суффикс.окончание,основа слова.Глаголы – исключения(исключ. 2 спряж.смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть. ..
исключ. 1 спряж:брить.стелить)
.Под кустом -ед.ч., твор.пад., 2 скл.муж.род
в траве-ед.ч.1 скл., пред.пад, жен.род
ежиха-жен.род,1 скл. им.п..ед.ч.
гнездо-ср.род, 2 скл, вин.пад ,ед.ч..
7.Суффиксом-значимая часть слова,которая стоит после корня и служит для образвоания новых слов.Как определить спряжение глагола?( Чтобы определить спряжение глагола, нужно:
-перевести его в начальную форму (по другому называется "неопределенная форма", "инфинитив").
-посмотреть, падает ли ударение на окончание глагола?
-все глаголы с безударным окончанием на "-ить" относятся ко 2-му спряжению.
также ко 2-му спряжению относятся - 11 глаголов-исключений, которые нужно запомнить
-все остальные глаголы относятся к 1-му спряжению (за небольшим исключением).
В ненастн-ую(вин.пад.) погоду, в дальн-ем(пред.пад.) краю, у ближн-его (род.пад.)села, от утренн-его(род.пад.) тумана, вечерн-юю(вин.пад.) газету.
8В чем сходство и различие между приставкой и суффиксом?(служат для образования новых слов: лететь-прилететь, место+н=местный) Что такое спряжение глагола(измения глаголов по лицам и числам) ?Практическое задание:Определи спряжение глаголов, допиши окончания:ГонИ..т-2, пишЕ..т-1, лечИ..т-2, начинаЕ..т-1, рисуЕ..шь-1, не дышИ..т-2.
9Назови главную часть слова(корень).Как изменяются глаголы(по лицам,числам, в ед.числе времени-по родам):УдИ..вительная(опред.) дО..рога(подлеж.) шла(сказ.) к дальнему(опред.) озЕ..ру(дополне.) через лес(дополнение).
№ 10Какие слова называются родственными(однокоренные слова, с одним и тем же корнем)?Неопределенная форма глагола (отвечает на вопрос что делать? что сделать? называется неопределенной,так как в ней нельзня ничего определить.имеет суффиксы-ть,-ти,-чь)
:Допиши окончания имен существительных, обозначь падежи:От березкИ(род.пад.).., к осинкЕ(дат.п).., на поверхности(пред.пад.).., в книжке(пред.пад.).., от кочкИ(род.пад.).., к кочкЕ(дат.пад.).., по дорожкЕ(дат.пад.).., к сторожкЕ(дат.пад.).., на веткЕ(пред.пад.).. черемухИ(род.пад.).. и сиренИ(род.пад.)