В тексте выделены обстоятельства причины и цели. Чем они выражены? Поставьте вопросы к этим обстоятельствам.
1. Пловец (погрузился по какой причине?) с усталости (предл. + сущ.) в сон крепкий погрузился. 2. Вещуньина (вскружилась по какой причине?) с похвал (предл. + сущ.) вскружилась голова, (спёрло по какой причине?) от радости (предл. + сущ.) в зобу дыханье спёрло. 3. Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью (зачем?) напиться (гл.). 4. По улицам слона водили, как видно, (водили с какой целью?) напоказ (наречие). 5. Почуя серого так близко забияку, псы залились в хлеву и рвутся вон на драку. 6. Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел (с какой целью?) мириться (гл.) к вам, совсем (пришёл с какой целью?) не ради ссоры (предл. + сущ.).
Подчеркните обстоятельства места и времени.
1. Пловец с усталости в сон крепкий погрузился. 2. Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радости в зобу (где? → места) дыханье спёрло. 3. Ягнёнок в жаркий день (когда? → времени) зашел к ручью (куда? → места) напиться. 4. По улицам (где? → места) слона водили, как видно, напоказ. 5. Почуя серого так близко забияку, псы залились в хлеву (где? → места) и рвутся вон (куда? → места) на драку. 6. Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры.
Задание: спишите, определите подлежащее и сказуемое, расставьте знаки препинания, выделите союз или союзное слово, задайте вопрос от главного предложения к придаточному – записать вид придаточного.
1) Не порицайте всё то, <что> (с.с.) вам кажется плохим в этом мире.
Что? - Придаточное изъяснительное.
2) Задайтесь вопросом, <как > (с.с.) вы преображаете этот мир.
Каким? - Придаточное определительное.
3) Будь внимателен к тому, <какой> (с.с.) выбор делают другие, и будь готов им в поиске нового выбора.
К чему? - Придаточное изъяснительное.
4) Каждый из нас может составить список людей,< которые> (с.с.) повлияли на нашу жизнь.
Каких? - Придаточное определительное.
5) Нам всем было интересно, победим < ли> мы в сегодняшнем соревновании.
Что? - Придаточное изъяснительное.
6) Редкий человек был горевать так сильно, < как> (с.с.) горевал он до конца жизни о Мери.
До какой степени? - Придаточное меры и степени.
7) Она осматривалась вокруг так, < как будто> уже была чужой в этом доме.
Каким образом? - Придаточное образа действия.
8) Нет величия там, <где> (с.с.) нет правды.
Где? - Придаточное места.
9) Люди бежали оттуда, <откуда> (с.с.) доносились взрывы.
Откуда? - Придаточное места.
10) < Когда> совесть овладевает нашей душой, она научает человека забывать о себе и делает его поступки самоотверженными.
Когда? - Придаточное времени.
11) < В то время как > Грей вернулся на свой корабль, агент конторы уже садился на пароход.
Когда? - Придаточное времени.
12) < Если> бы каждому пришлось принять личную ответственность за мир, он был бы совершенно другим.
В тексте выделены обстоятельства причины и цели. Чем они выражены? Поставьте вопросы к этим обстоятельствам.
1. Пловец (погрузился по какой причине?) с усталости (предл. + сущ.) в сон крепкий погрузился. 2. Вещуньина (вскружилась по какой причине?) с похвал (предл. + сущ.) вскружилась голова, (спёрло по какой причине?) от радости (предл. + сущ.) в зобу дыханье спёрло. 3. Ягнёнок в жаркий день зашел к ручью (зачем?) напиться (гл.). 4. По улицам слона водили, как видно, (водили с какой целью?) напоказ (наречие). 5. Почуя серого так близко забияку, псы залились в хлеву и рвутся вон на драку. 6. Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришел (с какой целью?) мириться (гл.) к вам, совсем (пришёл с какой целью?) не ради ссоры (предл. + сущ.).
Подчеркните обстоятельства места и времени.
1. Пловец с усталости в сон крепкий погрузился. 2. Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радости в зобу (где? → места) дыханье спёрло. 3. Ягнёнок в жаркий день (когда? → времени) зашел к ручью (куда? → места) напиться. 4. По улицам (где? → места) слона водили, как видно, напоказ. 5. Почуя серого так близко забияку, псы залились в хлеву (где? → места) и рвутся вон (куда? → места) на драку. 6. Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры.
Обстоятельства подчеркнуть _._._
Задание: спишите, определите подлежащее и сказуемое, расставьте знаки препинания, выделите союз или союзное слово, задайте вопрос от главного предложения к придаточному – записать вид придаточного.
1) Не порицайте всё то, <что> (с.с.) вам кажется плохим в этом мире.
Что? - Придаточное изъяснительное.
2) Задайтесь вопросом, <как > (с.с.) вы преображаете этот мир.
Каким? - Придаточное определительное.
3) Будь внимателен к тому, <какой> (с.с.) выбор делают другие, и будь готов им в поиске нового выбора.
К чему? - Придаточное изъяснительное.
4) Каждый из нас может составить список людей,< которые> (с.с.) повлияли на нашу жизнь.
Каких? - Придаточное определительное.
5) Нам всем было интересно, победим < ли> мы в сегодняшнем соревновании.
Что? - Придаточное изъяснительное.
6) Редкий человек был горевать так сильно, < как> (с.с.) горевал он до конца жизни о Мери.
До какой степени? - Придаточное меры и степени.
7) Она осматривалась вокруг так, < как будто> уже была чужой в этом доме.
Каким образом? - Придаточное образа действия.
8) Нет величия там, <где> (с.с.) нет правды.
Где? - Придаточное места.
9) Люди бежали оттуда, <откуда> (с.с.) доносились взрывы.
Откуда? - Придаточное места.
10) < Когда> совесть овладевает нашей душой, она научает человека забывать о себе и делает его поступки самоотверженными.
Когда? - Придаточное времени.
11) < В то время как > Грей вернулся на свой корабль, агент конторы уже садился на пароход.
Когда? - Придаточное времени.
12) < Если> бы каждому пришлось принять личную ответственность за мир, он был бы совершенно другим.
При каком условии? - Придаточное условия.
Подлежащее
Сказуемое
< > - союз
< > (с.с.) - союзное слово