После непродолжительного отдыха мы сели в лодку и поплыли дальше. кое-где розовел туман, и теневые склоны гор покрылись мягкими светло-фиолетовыми тенями. около железнодорожного моста, куда мы прибыли вовремя, горы кончились. я вышел из лодки и поднялся на сопку, расположенную вблизи нас, чтобы в последний раз отсюда, сверхую, осмотреться во все стороны. красивая панорама развернулась перед моими глазами: сзади, на востоке, тепелились горы, на юге были пологие холмы, поросшие лиственным редколесьем, на севере насколько хватало глаз, расстилалось низменное пространство, бесконечное, однообразное, покрытое травой.
Ещё в 1840-е гг. одоевский постепенно разочаровался в мистицизме, признал ценности новоевропейского естествознания и начал активно пропагандировать идеалы народного просвещения. наибольшую активность он развил на этом поприще уже после возвращения в москву в 1861 г., куда он приехал вместе с румянцевским музеем и во главе его. одновременно он был назначен сенатором московских департаментов сената. в последние (московские) годы жизни подружился со священником и исследователем церковной музыки д. в. разумовским, который по рекомендации одоевского возглавил новую кафедру в московской консерватории. отец димитрий исповедовал и причастил в. ф. одоевского перед смертью.князь влади́мир фёдорович одо́евский (1 [13] августа 1803, москва — 27 февраля [11 марта] 1869, там же) — писатель, философ, музыковед и музыкальный критик, общественный деятель. член-учредитель общества.обычно жизнь и творчество одоевского делится на три периода, границы между которыми более или менее с его из москвы в санкт-петербург и обратно.первый период относится к жизни в москве, в маленькой квартире в газетном переулке в доме своего родственника, князя петра ивановича одоевского[3]. одоевский тогда учился в московском университетском благородном пансионе (1816—1822). большое влияние на мировоззрение оказала дружба с двоюродным братома. и. одоевским. как он признался в дневнике студента (1820—1821), «александр был эпохою в моей жизни»[4].его имя осталось на золотой доске пансиона, вместе с именами: жуковского, дашкова, тургенева, мансурова, писарева[3].с 1823 года находился на государственной службедля второго периода творчества одоевского характерно увлечение мистическими учениями, прежде всего мистической философией сен-мартена, средневековойнатуральной магией и . он активно занимается творчеством. пишет романтические и дидактические повести, сказки, публицистические статьи, сотрудничает с пушкинским «современником», «вестником европы» несколькими энциклопедиями. редактировал «журнал министерства внутренних дел».в 1833 г. издан сборник «пёстрые сказки с красным словцом, собранные иринеем модестовичем гамозейкою, магистром философии и членом разных ученых обществ, изданныя в. безгласным», в котором было 8 взрослых сатирических сказок и одна детская — «игоша».в 1834 г. появилась наиболее известная сказка «городок в табакерке».в 1835 г. вышел сборник «детская книжка для воскресных дней» с произведениями «червячок», «анекдоты о муравьях» и др.в 1841 г. вышел сборник «сказки и повести для детей дедушки иринея», куда вошли произведения «столяр», «шарманщик», «разбитый кувшин», «отрывки из журнала маши», «мороз иванович», «житель афонской горы», «бедный гнедко».в 1846 г. в санкт-петербурге вышел сборник в. а. соллогуба «вчера и сегодня» с произведениями «индейская сказка о четырёх глухих», «сиротинка».все сказки из цикла «сказки дедушки иринея» (в т. ч. сказка «серебряный рубль») были изданы в 1879 г. после смерти одоевского в iii томе «библиотеки для юношества» д. ф. самарина.рассказ «два дерева» при жизни писателя не опубликовывался и впервые напечатан в 1955 г.[5] в 1846 году был назначен директора императорской публичной библиотеки и директором румянцевского музея.