Какие предложения по своему строению представляет четверостишие ф.и.тютчева ? прочитай. пламя ,пламя , искры и летят, а на них прохладой из-за речки тёмный сад. • запиши, вставляя гласные в личные окончания глаголов. подчеркни главные члены предложения в каждой его части . укажи служебные части речи и начертить схему за это 82
Сформулируйте к ним задание. Надо составить словосочетания из слов перед скобками И слов в скобках.
Учитель. Составьте словосочетания из слов первого ряда. Сесть на коняг сесть в калошу. Учитель.
Чем отличаются эти словосочетания I Первое словосочетание употреблено в прямом смысле. Второе словосочетание употреблено а переносном смысле и представляет собой фразеологический оборот. Учитель. Ндпишите фразеологический оборот из слов пер Вого ряда, Учащиеся записывают первый фразеологический оборот. Аналогичным образом они работают со словами второго и третьего рядов. 2, Формулирдла!""! темы и цели урока. Учитель. Прочитайте ваши словосочетания. Еще раз скажите, какое языковое явление они собой представляют, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. Сесть в калошу, втирать очки, повесить голову — фразеологизмы. Значит, Тема урока сегодняшнего урока — «Фразеологизмы», Учуггель пишет тему урока на доске, 1} Повторить и закрепить... 2) совершенствовать умение отличать и А от,..'—', использовать а...и... в речи. Цель нашего урока: повторить и закрепить знания о фразеологизмах; совершенствовать умение отличать фразеологизмы от обычных словосочетаний, использовать фразеологизмы в устной и письменной речи, 3. Актуализация знаний учащихся Учитель. Скажите, что такое фразеологизмы. Чему равны по значению устойчивые сочетания? Где разъясняется значение фразеологизмов? В каком разделе русского языка изучаются фразеологизмы? Назовите возможно большее количество фразеологизмов. Справки; прибрать к рукам, мастер на все руки, как без рук, золотые руки, умывают рука, Учитель. Прочитайте текст. Он разбит на микротемы. формулируйте задание к этому упражнении, Надо закончить каждую микротему текста. Для этого надо добавить вместо условных обозначений подходящие по смыслу фразеологизмы. Учитель, Кто сможет рассказать весь текст? Наловите нее фразеологизмы: из текста и те, которые вы сами добавили, Что в них сеть общего? Эти фразеологизмы на одну тему - - об отношении к труду. Учитель. Напишите текст. Поставьте, где требуется, нужные знаки препинания, Назовите предложения с одинаковым синтаксическим явлением. Здесь два предложения с прямой речью, Учитель. Расскажите об их написании. Прилагательное золотой. Учитель. Назовите слово из текста с такой же орфограммой и таким же морфемпылт составом, 5, Итог урока Учитель. Скажите, над чем мы сегодня работали. Мы вспомнили, что такое фразеологизмы, учились отличать их от обычных словосочетаний и использовать в своей речи. Учитель. Скажите еще раз, что такое фразеологизмы. Что нового вы узнали о фразеологизмах? Во фразеологизмах с повторяющейся частицей ни запятая не ставится. Учитель. Назовите как можно больше запомнившихся вам фразеологизмов из сегодняшнего и предыдущих уроков. ответ детей. Учитель объясняет домашнее задание. Оценивает работу учащихся на у роке.
По - приставка, беж- корень, ишь - окончание, основа - побеж.
Не - прист., до- прист., вер - корень, чив - суф., ая - окончание, доверчив - основа.
По - прист., звон- корень, и, л - суф., а - окончание, позвони- основа.
Пре- прист, под- прист., нес- корень, л - суф., а - окончание, преподнес- основа.
Под - приставка, езд - корень, окончание нулевое, основа - подъезд..
По - приставка, дорож - корень, ник - суф., окончание нулевое, подорожник - основа.