Долгие часы, было время, проводили татарские женщины за ткацким станком. Владели они всеми видами техник узорного тканья: бранного (чуплэм), выборного (теслы чуплэм), многоремизного (кыялап сугу). Но наиболее традиционной и присущей для них была техника закладного ткачества (асалап сугу), которая явилась основой производства, помимо узорных тканей, также безворсовых ковров «келэм», половиков и дорожек.
Наряду с простыми гладкими тканями создавались богатые узорные изделия, украшенные разнообразным геометрическим орнаментом: концы полотенец, занавески, края скатертей, подзоры, фартуки.
Сейчас лишь в отдельных деревнях Татарстана можно встретить мастериц, работающих дома на ткацком станке. В основном они ткут безворсовые дорожки с полосатым многоцветным узором, так называемые паласы. Нарядные красочные половики, полосатые, а иногда с узором в клетку, стелятся на пол, накидываются и на мебель. Тканное ремесло сохраняется почти во всех деревнях крещенных татар, где, помимо половиков, продолжают также ткать и салфетки, полотенца, другие необходимые в быту изделия несложного технического исполнения – переплетением нитей.
Мастерицы всегда владели множеством приемов, знали секреты разных при подчас столь сложных, что даже не каждая ткачиха могла заправить такой стан. Ведь нужно было уметь точно рассчитать рисунок будущей ткани и соединить все части стана и нить основы в единую систему. Лишь самые опытные ткачихи умели составить схему-расчет узора и заправить стан в нужном порядке.
Многое сейчас уже забыто. Не сохранилось мастериц ручного ткачества, работающих в традиционных и некогда прославленных видах тканья, таких как закладное, бранное, выборное со сложными композициями узоров, расцвеченных всеми цветами радуги (как в многоцветных закладках) или в контрастном сочетании белого с красным (традиционные бранные полотенца).
Сейчас данные промысел развивается в Алексеевском районе, который издавна славился своими ткачихами. Изделия создаются на ручных ткацких станках, в которых нити «утка» пропускаются не в горизонтальном (как в татарском типе станка), а в вертикальном направлении.
Долгие часы, было время, проводили татарские женщины за ткацким станком. Владели они всеми видами техник узорного тканья: бранного (чуплэм), выборного (теслы чуплэм), многоремизного (кыялап сугу). Но наиболее традиционной и присущей для них была техника закладного ткачества (асалап сугу), которая явилась основой производства, помимо узорных тканей, также безворсовых ковров «келэм», половиков и дорожек.
Наряду с простыми гладкими тканями создавались богатые узорные изделия, украшенные разнообразным геометрическим орнаментом: концы полотенец, занавески, края скатертей, подзоры, фартуки.
Сейчас лишь в отдельных деревнях Татарстана можно встретить мастериц, работающих дома на ткацком станке. В основном они ткут безворсовые дорожки с полосатым многоцветным узором, так называемые паласы. Нарядные красочные половики, полосатые, а иногда с узором в клетку, стелятся на пол, накидываются и на мебель.
Тканное ремесло сохраняется почти во всех деревнях крещенных татар, где, помимо половиков, продолжают также ткать и салфетки, полотенца, другие необходимые в быту изделия несложного технического исполнения – переплетением нитей.
Мастерицы всегда владели множеством приемов, знали секреты разных при подчас столь сложных, что даже не каждая ткачиха могла заправить такой стан. Ведь нужно было уметь точно рассчитать рисунок будущей ткани и соединить все части стана и нить основы в единую систему. Лишь самые опытные ткачихи умели составить схему-расчет узора и заправить стан в нужном порядке.
Многое сейчас уже забыто. Не сохранилось мастериц ручного ткачества, работающих в традиционных и некогда прославленных видах тканья, таких как закладное, бранное, выборное со сложными композициями узоров, расцвеченных всеми цветами радуги (как в многоцветных закладках) или в контрастном сочетании белого с красным (традиционные бранные полотенца).
Сейчас данные промысел развивается в Алексеевском районе, который издавна славился своими ткачихами. Изделия создаются на ручных ткацких станках, в которых нити «утка» пропускаются не в горизонтальном (как в татарском типе станка), а в вертикальном направлении.