Какие типы кукольного театра вам известны? Чем они отличаются друг от друга? Что вам известно о главных персонажах кукольного театра различных стран мира?
Театр кукол — одна из разновидностей кукольного вида искусства. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются куклами-актёрами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры.
Различают три основных типа театров кукол:
1. Театр верховых кукол (перчаточных), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой.
2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской.
3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов.
Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления.
Русский Петрушка – перчаточная кукла.
Прообразы Петрушки есть и в Европе: в
Италии — Пульчинелла, во Франции —
Полишинель, в Англии — Панч. Да и
внешность Петрушки отнюдь не русская: у него
преувеличенно большие руки и голова,
гипертрофированы черты лица, которое
вырезано из дерева и обработано специальной
растительной жидкостью, отчего выглядит
более тёмным. Большие миндалевидные глаза и
огромный нос с горбинкой, совершенно белые
глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за
счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными.
На руках у него по четыре пальца. Полное имя
Петрушки – Петр Иванович Уксусов. Впервые в
России он появился приблизительно в 30-х годах
18 века, хотя есть и более ранние упоминания о
Петрушках.
Спейбл и Гурвинек – марионетки выдающегося
чешского актера, кукольника, драматурга, художника
Йозефа Скупы (1892-1957). Й. Скупа вошел в историю
мировой культуры как создатель новых популярных
героев чешского кукольного театра. Первым появился
на свет Спейбл. Саму куклу создал чешский резчик по
дереву Густав Носек. Скупа впервые вывел Спейбла на
сцену в 1920 году.
Пьеро (франц. Pierot, уменьшенная форма имени
Пьер), один из персонажей французского ярмарочного
театра, возникший в середине 17 в., крестьянин-
мукомол, отсюда – набеленное лицо персонажа.
Прототип – маска Педролино из итальянской
комедии дель арте, изначально ловкий, изворотливый,
как все дзанни, но часто попадающий впросак. Актер
играл его без маски, в широкой крестьянской рубахе из
Театр кукол — одна из разновидностей кукольного вида искусства. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются куклами-актёрами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры.
Различают три основных типа театров кукол:
1. Театр верховых кукол (перчаточных), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой.
2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской.
3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов.
Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления.
Русский Петрушка – перчаточная кукла.
Прообразы Петрушки есть и в Европе: в
Италии — Пульчинелла, во Франции —
Полишинель, в Англии — Панч. Да и
внешность Петрушки отнюдь не русская: у него
преувеличенно большие руки и голова,
гипертрофированы черты лица, которое
вырезано из дерева и обработано специальной
растительной жидкостью, отчего выглядит
более тёмным. Большие миндалевидные глаза и
огромный нос с горбинкой, совершенно белые
глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за
счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными.
На руках у него по четыре пальца. Полное имя
Петрушки – Петр Иванович Уксусов. Впервые в
России он появился приблизительно в 30-х годах
18 века, хотя есть и более ранние упоминания о
Петрушках.
Спейбл и Гурвинек – марионетки выдающегося
чешского актера, кукольника, драматурга, художника
Йозефа Скупы (1892-1957). Й. Скупа вошел в историю
мировой культуры как создатель новых популярных
героев чешского кукольного театра. Первым появился
на свет Спейбл. Саму куклу создал чешский резчик по
дереву Густав Носек. Скупа впервые вывел Спейбла на
сцену в 1920 году.
Пьеро (франц. Pierot, уменьшенная форма имени
Пьер), один из персонажей французского ярмарочного
театра, возникший в середине 17 в., крестьянин-
мукомол, отсюда – набеленное лицо персонажа.
Прототип – маска Педролино из итальянской
комедии дель арте, изначально ловкий, изворотливый,
как все дзанни, но часто попадающий впросак. Актер
играл его без маски, в широкой крестьянской рубахе из
мешковины, а лицо обсыпал мукой.