В аккурат после масленицы, в начале марта, прилетат птичка маленька жаворонок. Дак она приносит весну на крыллях своих. Давно заведено было встречать этих птиц. Тажно [вроде] по почёту, как гостей именитых. Так бабки наши делали, да и бабки бабок, поди. Пекли жаворонков из теста, разны постряпушки. И с этими печёными птичками выходили на улицу, весну встречать. Как услыхают первых жаворонков, вся деревня собиралась. Я тогда ещё совсем маленька была. Я помню, что бабы руки к небу протягивали и песню каку-то пели. Я уж и не помню совсем… (Записано вс. Клин Александрово-Заводского района в 1998 году).
Как раз после масленицы, в начале марта, прилетает птичка маленькая жаворонок. Так она приносит весну на крыльях своих. Давно заведено было встречать этих птиц. Вроде по почёту, как гостей именитых. Так бабки наши делали, да и бабки бабок, наверное. Пекли жаворонков из теста, разные блюда. И с этими печёными птичками выходили на улицу, весну встречать. Как услышат первых жаворонков, вся деревня собиралась. Я тогда ещё совсем маленькая была. Я помню, что бабы руки к небу протягивали и песню какую-то пели. Я уж и не помню совсем… (Записано вс. Клин Александрово-Заводского района в 1998 году).
Упражнение 2
1. Но лучшей шуткой считалась у Кириллы Петровича следующая. 2. С той минуты он Дефоржа полюбил и не думал уже его испытывать. 3. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверия. 4. Отец ее, никогда не читавший ничего, кроме “Совершенной поварихи”, не мог руководить ею в выборе книг. 5. Адрияну лицо его показалось знакомо, но в спешке не успел он внимательно его разглядеть. 6. Служанки сбежались, раздели ее, еле-еле успели ее успокоить холодной водой и всевозможными лекарствами, ее уложили, и она уснула. 7. – Подойди ко мне, Маша, – сказал он ей трогательным голосом, – благословляю тебя…
Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало моё ангарское происхождение, и Лидия Михайловна, учительница французского, бессильно морщилась и закрывала глаза. "Нет, придётся с тобой заниматься", –отдельно сказала она.
Так начались для меня мучительные дни. Я покрывался потом, краснел и
задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный
мой язык. Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, и они
уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками, а позванивая пытались куда-
то лететь.
Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался
сказать об этом Лидии Михайловне, а она, видимо, не считала нашу программу
выполненной. И я продолжал тянуть свою французскую лямку. Впрочем, лямку ли?
Как-то невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого принуждения лез в словарик, заглядывая в дальние тексты учебника. Наказание превращалось в удовольствие.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
1. Валентин Распутин "Уроки французского"
2. основная мысль текста в том, что если упорно учиться, то вскоре ты добьёшься успеха, и то, что ты раньше считал невыполнимым, будет приносить тебе удовольствие.
3. стиль текста художественный.
автор в красках описывает историю, употребляет много прилагательных и эпитетов.
4. тип текста повествование.
мальчик рассказывает нам историю во временой последовательности, повествует нам о занятиях с учительницей.
5. написала выше
6. легко [л' и х к о]
л - [л'] - согласный, мягкий, непарный, звонкий, сонорный.
е - [и] - гласный, безударный.
г - [х] - согласный, твёрдый, непарный, глухой.
к - [к] - согласный, твёрдый, парный, глухой.
о - [о́] - гласный, ударный.
–––––––––––
5 букв - 5 звуков
7.
>язык
употреблено в значении "вырост в ротовой полости человека".
(также бывает значение "язычок кроссовок" и "язычок у колокольчика")
>голова (в тексте "...с головой...")
употреблено в значении "часть тела человека"
(также есть значение "голова–единица счёта скота)
8. I. (В) удовольствие - существительное;
II. Н. ф. удовольствие; постоянные признаки–нариц., неодуш., ср. род, 2-е скл. непостоянные признаки–именительный падеж, ед. число.
Упражнение 1
В аккурат после масленицы, в начале марта, прилетат птичка маленька жаворонок. Дак она приносит весну на крыллях своих. Давно заведено было встречать этих птиц. Тажно [вроде] по почёту, как гостей именитых. Так бабки наши делали, да и бабки бабок, поди. Пекли жаворонков из теста, разны постряпушки. И с этими печёными птичками выходили на улицу, весну встречать. Как услыхают первых жаворонков, вся деревня собиралась. Я тогда ещё совсем маленька была. Я помню, что бабы руки к небу протягивали и песню каку-то пели. Я уж и не помню совсем… (Записано вс. Клин Александрово-Заводского района в 1998 году).
Как раз после масленицы, в начале марта, прилетает птичка маленькая жаворонок. Так она приносит весну на крыльях своих. Давно заведено было встречать этих птиц. Вроде по почёту, как гостей именитых. Так бабки наши делали, да и бабки бабок, наверное. Пекли жаворонков из теста, разные блюда. И с этими печёными птичками выходили на улицу, весну встречать. Как услышат первых жаворонков, вся деревня собиралась. Я тогда ещё совсем маленькая была. Я помню, что бабы руки к небу протягивали и песню какую-то пели. Я уж и не помню совсем… (Записано вс. Клин Александрово-Заводского района в 1998 году).
Упражнение 2
1. Но лучшей шуткой считалась у Кириллы Петровича следующая. 2. С той минуты он Дефоржа полюбил и не думал уже его испытывать. 3. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверия. 4. Отец ее, никогда не читавший ничего, кроме “Совершенной поварихи”, не мог руководить ею в выборе книг. 5. Адрияну лицо его показалось знакомо, но в спешке не успел он внимательно его разглядеть. 6. Служанки сбежались, раздели ее, еле-еле успели ее успокоить холодной водой и всевозможными лекарствами, ее уложили, и она уснула. 7. – Подойди ко мне, Маша, – сказал он ей трогательным голосом, – благословляю тебя…
(По А.С. Пушкину).
Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало моё ангарское происхождение, и Лидия Михайловна, учительница французского, бессильно морщилась и закрывала глаза. "Нет, придётся с тобой заниматься", –отдельно сказала она.
Так начались для меня мучительные дни. Я покрывался потом, краснел и
задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный
мой язык. Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, и они
уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками, а позванивая пытались куда-
то лететь.
Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался
сказать об этом Лидии Михайловне, а она, видимо, не считала нашу программу
выполненной. И я продолжал тянуть свою французскую лямку. Впрочем, лямку ли?
Как-то невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого принуждения лез в словарик, заглядывая в дальние тексты учебника. Наказание превращалось в удовольствие.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
1. Валентин Распутин "Уроки французского"
2. основная мысль текста в том, что если упорно учиться, то вскоре ты добьёшься успеха, и то, что ты раньше считал невыполнимым, будет приносить тебе удовольствие.
3. стиль текста художественный.
автор в красках описывает историю, употребляет много прилагательных и эпитетов.
4. тип текста повествование.
мальчик рассказывает нам историю во временой последовательности, повествует нам о занятиях с учительницей.
5. написала выше
6. легко [л' и х к о]
л - [л'] - согласный, мягкий, непарный, звонкий, сонорный.
е - [и] - гласный, безударный.
г - [х] - согласный, твёрдый, непарный, глухой.
к - [к] - согласный, твёрдый, парный, глухой.
о - [о́] - гласный, ударный.
–––––––––––
5 букв - 5 звуков
7.
>язык
употреблено в значении "вырост в ротовой полости человека".
(также бывает значение "язычок кроссовок" и "язычок у колокольчика")
>голова (в тексте "...с головой...")
употреблено в значении "часть тела человека"
(также есть значение "голова–единица счёта скота)
8. I. (В) удовольствие - существительное;
II. Н. ф. удовольствие; постоянные признаки–нариц., неодуш., ср. род, 2-е скл. непостоянные признаки–именительный падеж, ед. число.
III. В предложении является подлежащим.