Како и !
авда (какова ?) дороже золота. (Пословица)
494. Выпишите сначала пословицы с формами сравните
ной степени наречий, а затем — с формами сравнительной сте
пени прилагательных. Подчеркните наречия и прилагательные в
сравнительной степени как члены предложения.
образец, Говорить (как ?) спокойнее (относится к глаголу,
отвечает на во как?, является обстоятельством, значит, это
царечие в сравнительной степени).
Сегодня ребенок (каков ?) спокойнее (относится к существи-
тельному, отвечает на во каков ?, является сказуемым, значит,
Это прилагательное в сравнительной степени).
1. Дальше положишь — ближе возьмешь. 2. Лучше горькая
правда, чем сладкая ложь. 3. Время дороже денег. 4. Выше го-
ловы не прыгнешь. 5. Старый друг лучше новых двух.
1. Архаизмы:
- "недвижный" - бездвижный;
- "дремал" - спал;
- "царственный" - королевский.
2. Историзмы:
- "чертоге" - палате, зале;
- "жребии земли" - земельные владения;
- "главе" - голове, венку;
- "чредою" - порядком;
- "миру" - миру, обществу;
- "неволю" - зависимость;
- "дар несли" - дарили, делили.
К архаизму "недвижный" можно подобрать синоним "бездвижный", который имеет ту же основную смысловую нагрузку - не движущийся.
К архаизму "дремал" можно подобрать синоним "спал", так как оба слова указывают на состояние сна.
К архаизму "царственный" можно подобрать синоним "королевский", так как оба слова описывают то, что принадлежит царю или королю.
Теперь перейдем к толкованию значений историзмов:
- "чертоге" - это сооружение, обычно роскошное и пышное, предназначенное для приема высокопоставленных особ.
- "жребии земли" - это означает, что земельные участки распределены между лицами по имеющемуся у них праву или по решению царя или другой высокопоставленной особы.
- "главе" - это указывает на наличие у носителя головного убора, такого как венок или корона.
- "чредою" - это обозначает, что что-то происходит в определенном порядке или последовательности.
- "миру" - это отсылает к обществу или сообществу людей вообще.
- "неволю" - это означает, что социальное положение или свобода ограничены.
- "дар несли" - это указывает на дарение чего-либо или передачу в качестве подарка.
Толкование этих историзмов поможет понять, что происходит в тексте и как используются эти слова для передачи определенных образов и смыслов.
Вот примеры решения каждого задания:
1. В предложении "Недвижный страж дремал на царственном пороге" архаизмом является слово "недвижный", синонимом к которому является слово "бездвижный". Это слово означает, что страж не двигался, был неподвижен.
2. В предложении "Владыка севера один в своем чертоге безмолвно бодрствовал, и жребии земли в увенчанной главе стесненные лежали, чредою выпадали и миру тихую неволю в дар несли" архаизмами являются слова "чертоге", "жребии земли", "главе", "чредою", "миру", "неволю" и "дар несли". Историзмами являются словосочетания "чертоге безмолвно бодрствовал", "жребии земли в увенчанной главе стесненные лежали", "чредою выпадали" и "миру тихую неволю в дар несли". Толкование значений историзмов: "чертоге" - палата или зал, где пребывает высокопоставленное лицо, "жребии земли" - распределение земельных участков, "главе" - голове или венку, "чредою" - в определенном порядке, "миру" - обществу или людям вообще, "неволю" - ограничение свободы, "дар несли" - дарение или подарок.
Продолжите анализ предложений 3-15, применяя те же шаги, чтобы найти архаизмы и историзмы, а затем подобрать синонимы к архаизмам и дать толкование значений историзмов.
В начале текста, автор упоминает, что учитель Иван Алексеевич был популярен у учеников, так как оценивал их работу по-разному и старался их мотивировать. Он ставил различные оценки, включая даже единицы с минусом и пятерки с плюсом. Это делало его классы интересными и притягательными для учеников.
Однако, после случая с Сашкой, который получил неправильный ответ на контрольной работе, Иван Алексеевич показал свою поддержку и похвалил его за самостоятельное мышление. Это вызвало смущение и удивление у учеников.
В финале текста, мы видим, что Михаська усмехается, так как он не понимает, почему некоторые ученики не нравятся методы учителя Ивана Алексеевича. Однако, он замечает, что учитель больше не называется шариком так часто.
Это можно интерпретировать как то, что методы и подход Ивана Алексеевича стали менее популярными среди учеников. Возможно, они предпочитают более строгих и требовательных учителей, как русалка Нина Петровна, которая постоянно торопится и сразу ставит двойки, если ученик ответил неправильно.
Таким образом, финал текста подчеркивает изменение в отношении учеников к учителю Шарику и отражает их предпочтения в педагогическом стиле.