Карточка
1) Спишите текст, вставив пропущенные буквы, графически объясните орфограмму.
Мы с товарищем соб...рались в далекую поездку и предпол...гали выехать до з...ри, однако отправились в путь поздно. Дорога шла р...внинной местностью, не поднимаясь и не опускаясь; всюду расст...лалась необозримая степь. В полдень мы распол...жились на отдых на берегу маленького озера. Ребятишки, заг...релые, бронзовые, плавали, как настоящие пл...вцы. Солнце пекло нестерпимо, к металлическим частям нельзя было прик...снуться. Подл...жив под голову непром...каемый плащ, я заснул.
2) Выполните тест
1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) прогр..ссивный, с..нкционировать, возр..ст
2) в..рховье, разв..твление, ш..птаться
3) отб..рает, орнам..нт, прогр..ммировать
4) осл..плённый, к..снулся, сув..ренитет
2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) прогр..ссивный, с..нкционировать, возр..ст
2) в..рховье, разв..твление, ш..птаться
3) отб..рает, орнам..нт, прогр..ммировать
4) осл..плённый, к..снулся, сув..ренитет
3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
1) прик...сновение, дог...нять, ед...ница
2) ап...лляция, прид...раться, экспер…мент
3) разр...дить (ружье), уд...сятерить, выт...рпеть
4) к...ртина, опт...мизм, взб...раться
4. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
1)р..внина, предл..гать, попл..вок;
2)пром..кашка, обл..чный, прик..снуться;
3)посв..щение, пл..снуть, прил..скать;
4)к..мыш, накл..ниться, восп..минание.
5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
1)кр..пива, к..мыш, ск..калка;
2)исп..рение, обог..щение,сокр..щенный;
3)см..калка, зап..реть, зав..дение;
4)б..реговой, пон..мать, кол..со.
6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?
1) обм..кнуть, ск..чок, выр..стать;
2) обт..реть, зам..рать, прин..мать;
3) пл..вчиха, р..внение, погл..щение;
4) зар..дить, осв..щение, загл..дение.
Прилагательные мужского рода в иминительном и в винительном падеже отвечают на вопрос какой?
Имеют окончания-ой;-ый;-ий. лихой,смелый,великий.(это мужской род)
какое?-ое;ее.желтое,синее.
Прилагательное мужского и среднего рода в родительном падеже отвечают на вопрос какого? и имеют окончания -ого, -его: ближнего, веселого.
Прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже отвечают на вопрос (какому?) и имеют окончания -ому, -ему: красивому, ближнему.
Прилагательное мужского и среднего рода в творительном падеже отвечают на вопрос (каким?) имеют окончание -ым, -им: хорошим, веселым.
Прилагательное мужского и среднего рода в предложном падеже отвечают на вопрос (о каком?) и имеют окончания -ом, -ем: о веселом, о ближнем.
Прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах, отвечают на вопросы какой? и имеют окончания -ой, -ей. красивой, старшей.В творительном падеже могут быть окончание -ою;-ею.
Прилагательные женского рода в винительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончания -ую, -юю.
Они пошли на вечернюю дискотеку. → Пошли (куда? на что?) на дискотеку ВП, дискотеку (какую?)вечернюю. ж.р. ВП
МОЯ хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку: визжит, прыгает, ловит руками мяч (ртом она не умеет) и грызет сахар, совсем как собачонка. Все думаю — нет ли у нее хвостика? Ходит она всегда в своих девочкиных попонках; а в ванную комнату меня не пускает — уж я бы подсмотрел.
Вчера она расхвасталась: видишь, Микки, сколько у меня тетрадок. Арифметика — диктовка — сочинения… А вот ты, цуцик несчастный, ни говорить, ни читать, ни писать не умеешь.
Гав! Я умею думать — и это самое главное. Что лучше: думающий фокс или говорящий попугай? Ага!
Читать я немножко умею — детские книжки с самыми крупными буквами.
Писать… Смейтесь, смейтесь (терпеть не могу, когда люди смеются)! — писать я тоже научился. Правда, пальцы на лапах у меня не загибаются, я ведь не человек и не обезьяна. Но я беру карандаш в рот, наступаю лапой на тетрадку, чтобы она не ерзала, — и пишу.
Сначала буквы были похожи на раздавленных дождевых червяков. Но фоксы гораздо прилежнее девочек. Теперь я пишу не хуже Зины. Вот только не умею точить карандашей. Когда мой иступится, я бегу тихонько в кабинет и тащу со стола отточенные людьми огрызочки.