Карточка Прочитайте суждения. В некоторых из них допущена ошибка или
неточность. Внесите, где нужно, необходимые исправления.
А) Фонетика изучает звуки.
Б) Буква, как и звук, является единицей языка.
В) Каждая буква русского алфавита обозначает один или несколько звуков.
Г) В русском языке 10 гласных звуков: А, О, У, И, Ы, Э, Е, Ё, Ю, Я.
Д) В русском алфавите 33 буквы, что соответствует общему количеству звуков.
Е) Буквы Н, М, Л, Р, Й являются сонорными, то есть звонкими непарными.
Ж) Фонетическая транскрипция – это точная запись звучащей речи.
З) Орфоэпия изучает правила произношения слов.
2 Затранскрибируйте слова. Какие особенности произношения этих слов
Скучный, прочный, что-то, кафе, музей, кофе, шинель, модель, конечно, кого,
3 Выпишите в два столбика слова. В левый столбик запишите те слова,
где перед Е произносится твёрдый согласный, в правый – те, в которых
перед Е произносится мягкий согласный.
Интернет, поэтесса, патефон, рейтинг, девиз, Одесса, паштет, компьютер, отель,
комплимент, бизнес, резюме, темп, бассейн, дебют.
4 Расставьте ударения. Какой вывод можно сделать?
Рука – руки, торт – торты, флаг – флаги, красивый – красивее, мощный – мощнее.
5 Расставьте ударения. Выберите любые пять слов из данных в этом
упражнении и составьте с ними предложения.
Каталог, включим, квартал, позвонишь, откупорить, кухонный, поняла, украинский,
банты, заржаветь, иконопись, ходатайство, кладовая, свекла шарфы,
щавель, обеспечение.
1.Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях? Писать о лесах — любимое мое занятие *
Д.Инфинитив
2.Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях? Оба мокрые от пота *
В.Имя числительное.
3.Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях? Однажды осенью под вечер я проходил мимо усадьбы *
Б.Местоимение.
4.Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях? Один крестится и прощается с народом *
В.Имя числительное.
5.Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях? Ноша была легкая и теплая *
А.Имя существительное.
6.Какой частью речи выражено подлежащее в предложениях? Гулявшие в коридоре остановились и, следя за огоньками, аплодировали мастерству *
Г.Причастие
Объяснение:
На самом деле вариантов чередования согласных в корне очень много. Вот самые распространенные пары-тройки:
г\ ж\ з – друг- дружить- друзья; т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение; д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать; ц\ч\к – лицо-личико-лик; с\ш\х – лес-леший, пахать-вспашка; щ\ск-ст – мощеный – мостить, лощеный – лоск; б\ бл- любовь- люблю; в\ вл- ловить- ловля; м\ мл- ломить- преломление; п\ пл- лупить- луплю; ф\ фл- графить- графлю.
Объяснение этих процессов учеными-лингвистами достаточно простое: чередование образовалось в результате упрощения произношения, причем изначальный смысл звуков по мере протекания этого процесса утрачивался.
В ученой среде бытует несколько ироническое выражение, которое звучит как “так сложилось исторически”. Оно объясняет многие непонятные явления в русском языке, в том числе и чередование согласных в корне. На самом деле такое объяснение имеет смысл – за каждой парой или тройкой чередующихся согласных в корне стоит длительный процесс языковых перемен.
Важно отметить, что значение корня при чередовании совершенно не изменяется, единицы с чередующимися согласными в корне слова продолжают считаться родственными и образуют лексические группы. При этом определить, какой именно звук считать основным, возможно не всегда, хотя в большинстве случаев какой-то согласный все-таки берется за точку отсчета.
window.Ya.adfoxCode.create({
ownerId: 326810,
containerId: 'adfox_predmety_300x250_2',
params: {
pp: 'h',
ps: 'eizi',
p2: 'gyoz'
}
});
Обычно чередование согласных имеет место в конце корня, на его границе с суффиксом или окончанием. Правил, согласно которым происходит это чередование, нет, в основном его просто нужно запомнить.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/cheredovanie-soglasnyh-v-korne-slova.html