Казахи Один фриц мне сказал: «Против нас были страшные солдаты — их не мог остановить никакой огонь, они бежали прямо на нас. Потом мне сказали, что это — казахи. Я не знал прежде, что существует такой народ...» Фрицы многого не знали. Им говорили, что Россия — большая страна, но им не говорили, что в этой большой стране живут большие люди.
Казах Ирисов повел бойцов. Они блокировали четыре вражеских дзота. Ирисов, раненый, вынес с поля боя сраженного пулей командира. «Иди в санчасть», — сказали Ирисову. Он ответил: «Нет. Иду воевать». Когда ОшимКоскабаев уезжал на фронт, его провожал весь кишлак. Отец Ошима, бородатый казах, говорил: «Помни, Ошим, какая у нас земля. Добрая земля, всего много — пшеница, хлопок, арбузы. Это, Ошим, твоя земля. Смотри, не отдай ее немцу». Ошим стал пулеметчиком. Был трудный день, немцы пошли в контратаку. Мин больше нет. Ошим крикнул: «Бей немца!» — и побежал навстречу врагам с винтовкой в руке. За ним ринулись товарищи. Штыком пырнулОшим немецкого офицера. Четыре раза в тот день ходил Ошим врукопашную. Он переколол много немцев. Ошима ранило, товарищи говорили: «Коскабаев, надо идти в госпиталь». Ошим отвечал: «Не надо в госпиталь. Надо бить немца». И он остался в строю. Так воюют джигиты!
Задания
1.Выпишите ключевые слова/словосочетание (не менее 5 слов)
2. Соотнесите героев рассказа с их действиями:
Герои рассказа Действия героя
Ирисов Побежал навстречу врагу
Остался в строю
Коскабаев Убил много немцев
Повел бойцов в атаку
Вынес раненного командира
3.Определите основную мысль текста
А) действие Ирисова
В) героизм и бесстрашие народа
Д) Россия - большая страна
Г) любовь к родине
Д) уничтожение врага
4. «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком»- говорил И. Гете. На основе данной цитаты приведите аргументы, напишите собственное мнение о подвиге советского народа в годы войны.
Критерий оценивания № задания Дескриптор
Обучающий
Определяет основную мысль текста;
1 Записывает ключевые слова
5 (за каждое слово по )
2 Определяет действия 1 героя 1
Определяет действия 2 героя 1
3 Определяет основную мысль 1
Создает аргументированное высказывание на основе личных впечатлений и наблюдений 4
Высказывает собственное мнение о подвиге 1
Приводит аргументы на основе афоризма о героизме 1
Всего
мне повезло! я получила возможность путешествовать. и мой путь был не на черное море, не на канары, а по местам-памятникам искусства. мне это интересно, потому что недавно я прочитала «слово о полку игореве». я мечтаю окунуться в : хочу почувствовать, понять, каковы были в ту далекую эпоху представления о красоте мира, что ценили художники в человеке. итак, остановка первая. церковь покрова на нерли. она поражает чистотой пропорций и мягкостью слияния с природой. я не буду описывать подробно церковь, только расскажу о своем впечатлении: здание кажется легким, точно облако, чудом коснувшееся холма, контур которого повторяет крыша. его характеризуют строгость и сдержанность, чистота и мягкость, спокойствие и естественность. успенский собор во владимире более мощен, разнообразен, величав, строгость пропорций и единство формы являются основой этого здания. пять куполов и пять делений стены создают впечатление многолюдия, обилия, мощи, а все здание, стянутое к единому центру — высокому куполу, напоминает шлем воина. я вхожу в церковь спаса нередицы близ новгорода. святой с фрески спаса нередицы своим обликом напоминает князя святослава. чуть опущена голова, веки почти прикрыты, в скорбном недоумении застыли губы. вспоминается золотое слово. величие растворено в печали. впечатления от путешествия мне глубже понять душевное состояние людей того времени, их чувства и стремления. (можно и от муж. лица)
.дикие (какие? - прилагательное) гуси (кто? - существительное) долго (как? - наречие) готовились (что делали? - глагол) к (предлог) отлёту (чему? - дополнение) 2.бледно-серое (какое? -прилагательное) небо (что? - существительное) на (предлог) горизонте (чём? - дополнение) светлело (что делало? - глагол) холоднело (что делало? - глагол) синело (что делало? - глагол). 3) я(подлежащее), (обращение),не умею(сказуемое) собирать(сказуемое) грибы(дополнение),но мы(подлежащие) вернулись(сказуемое) вчера(обстоят) домой(обстоятельство) с полным(определение) лукошком(дополнен).сложносочиненное предложение с обращением(обращение не является членом предложения,обособляется запятыми)