«Кутюрье – суперстар», посвящённой истории этой профессии.
Даже при обычном обилии экспозиций в Париже выставка «Кутюрье – суперстар», проходящая в Музее моды и текстиля, привлекла всеобщее внимание. Символичным кажется и расположение музея – в левом крыле знаменитого Лувра. Решив ответить на вопрос о том, кто такие «кутюрье-суперстар», авторы выставки с похвальным рвением бросились в пучину лет, чтобы рассказать в том числе и о рождении самой профессии кутюрье, и о её превращении в феномен культуры и общества. В залах и витринах выставки перед нами разворачивается многолетняя борьба создателей одежды за признание их работы как творческого акта, наравне с работой художников или писателей.
В XVIII веке слово «кутюрье» ещё даже не существовало. Более важными людям той эпохи казались торговцы тканями, ибо крой одежды менялся мало, определяющем было варьирование расцветок и мотивов рисунков. Так, вершительницей вкусов оказалась владелица магазина тканей Роз Бертан, о которой даже упоминает в своей «Энциклопедии» Дени Дидро. Другой продавец тканей – Луи Лерой – благодаря одному движению ножниц при отмеривании кашемира для жены Наполеона Жозефины производится в Великие кутюрье Франции. Слово кутюрье использовалось тогда впервые, но не как название профессии, а как наградной чин для поощрения удачного раскроя куска ткани.
Настоящим переворотом в мире моды становится появление на парижском горизонте англичанина Чарльза Фредерика Ворта в 1860 году. Именно Ворту было суждено привнести в одежду много того нового, что сейчас является основой всей модной индустрии. Так, Ворта следует благодарить за понятие сезонности моды, он предлагал прежде всего именитым клиенткам, среди которых были принцессы, королевы и императрица Евгения, новые модели на каждый сезон. Он меняет привычки заказчиц, раньше самих выбиравших то, что они хотели бы носить. Именно благодаря Ворту появляется и понятие «от кутюр» и именно его называют первым настоящим кутюрье. Ну, а само понятие кутюрье закрепляется в специализированной прессе с 1870 года. Ворт в конце XIX века начинает проводить дважды в год первые «дефиле от кутюр» с участием манекенщиц. Кроме того, Ворт ввёл в оборот этикетки с именем автора, которые пришивались внутри женской одежды. Начинается долгий путь превращения имени кутюрье в логотипы и охраняемые законом марки.
Важным прорывом на юридическом фронте становится в 1921 году судебный процесс Мадлен Вионе против производителя, скопировавшего одну из её моделей «от кутюр». Суд принимает сторону кутюрье, признав за моделями платьев, костюмов и пальто право быть защищёнными законом 1773 года наравне с любыми художественными произведениями. Двумя другими гранд-дамами в истории моды суждено было стать ненавидевшим друг друга в жизни Коко Шанель и Элизе Скиапарелли. Первая, создавая гардероб для женщины 20-х годов XX века, прежде всего смело его носила сама, не стесняясь появляться на пляжах в своих непривычных нарядах.
Даже при обычном обилии экспозиций в Париже выставка «Кутюрье – суперстар», проходящая в Музее моды и текстиля, привлекла всеобщее внимание. Символичным кажется и расположение музея – в левом крыле знаменитого Лувра. Решив ответить на вопрос о том, кто такие «кутюрье-суперстар», авторы выставки с похвальным рвением бросились в пучину лет, чтобы рассказать в том числе и о рождении самой профессии кутюрье, и о её превращении в феномен культуры и общества. В залах и витринах выставки перед нами разворачивается многолетняя борьба создателей одежды за признание их работы как творческого акта, наравне с работой художников или писателей.
В XVIII веке слово «кутюрье» ещё даже не существовало. Более важными людям той эпохи казались торговцы тканями, ибо крой одежды менялся мало, определяющем было варьирование расцветок и мотивов рисунков. Так, вершительницей вкусов оказалась владелица магазина тканей Роз Бертан, о которой даже упоминает в своей «Энциклопедии» Дени Дидро. Другой продавец тканей – Луи Лерой – благодаря одному движению ножниц при отмеривании кашемира для жены Наполеона Жозефины производится в Великие кутюрье Франции. Слово кутюрье использовалось тогда впервые, но не как название профессии, а как наградной чин для поощрения удачного раскроя куска ткани.
Настоящим переворотом в мире моды становится появление на парижском горизонте англичанина Чарльза Фредерика Ворта в 1860 году. Именно Ворту было суждено привнести в одежду много того нового, что сейчас является основой всей модной индустрии. Так, Ворта следует благодарить за понятие сезонности моды, он предлагал прежде всего именитым клиенткам, среди которых были принцессы, королевы и императрица Евгения, новые модели на каждый сезон. Он меняет привычки заказчиц, раньше самих выбиравших то, что они хотели бы носить. Именно благодаря Ворту появляется и понятие «от кутюр» и именно его называют первым настоящим кутюрье. Ну, а само понятие кутюрье закрепляется в специализированной прессе с 1870 года. Ворт в конце XIX века начинает проводить дважды в год первые «дефиле от кутюр» с участием манекенщиц. Кроме того, Ворт ввёл в оборот этикетки с именем автора, которые пришивались внутри женской одежды. Начинается долгий путь превращения имени кутюрье в логотипы и охраняемые законом марки.
Важным прорывом на юридическом фронте становится в 1921 году судебный процесс Мадлен Вионе против производителя, скопировавшего одну из её моделей «от кутюр». Суд принимает сторону кутюрье, признав за моделями платьев, костюмов и пальто право быть защищёнными законом 1773 года наравне с любыми художественными произведениями. Двумя другими гранд-дамами в истории моды суждено было стать ненавидевшим друг друга в жизни Коко Шанель и Элизе Скиапарелли. Первая, создавая гардероб для женщины 20-х годов XX века, прежде всего смело его носила сама, не стесняясь появляться на пляжах в своих непривычных нарядах.