Комплексный анализ текста
1.Много ли таких дней рассорило время по полям недавних и давних боев? 2. Крепко берег Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. 3. Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. 4. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью, оттого храбрым - четыре Георгиевских креста и четыре медали выслужил.5. На редких парадах стоял у полкового знамени, овеянного пороховым дымом многих войн; но знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства.*
(М.А.Шолохов).
* георгиевских крестов и производства в чин
Задания.
1. Определить стиль текста.
2. Какие средства речевой выразительности использованы?
3. Определить тему текста; определить проблему
4. Сформулировать основную мысль текста
5. Определить лексическое значение слово СОЛОНЧАК
6. Определить образования слова БЕЗВОЗВРАТНО (пр. 2)
7. Определить тип связи в словосочетаниях КРЕПКО БЕРЕГ, СНИМАЛ ЗАСТАВЫ, ТА БОЛЬ, БОЛЬ ПО ЧЕЛОВЕКУ, ДАВИЛА ЕГО, ПЕРВЫЕ ДНИ (пр.2)
8. Выписать (или указать в тексте) частицы
9. Объяснить пунктуацию в предложении 5 (подчеркнуть грамматические основы, нарисовать схему предложения)
2. Средства речевой выразительности:
- Метафора: "солончак в засуху" - сравнение сердца Григория с засохшим солончаком для выражения его зачерствелости и отсутствия жалости.
- Прямая речь: "Комплексный анализ текста".
- Эпитеты: "беззаветная храбрость", "сумасбродничал", "боль по человеку".
- Повторение: "знал", "знал".
- Антонимия: "с холодным презрением играл он чужой и своей жизнью" - противопоставление презрения к чужой и своей жизни.
- Эллипс: "какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства" - опускается слово "он" перед "заплатил".
3. Тема текста: жизнь и характер Григория, его участие в войнах, потеря человеческих чувств.
Проблема: превращение сердца Григория в зачерствелое сердце, лишенное жалости и способное играть своей и чужой жизнью.
4. Основная мысль текста: Григорий в ходе военных событий потерял сочувствие и жалость, став холодным и безжалостным.
5. Лексическое значение слова "солончак": солоноватая почва, бедная плодородными веществами.
6. Образование слова "безвозвратно": отрицательный префикс "без" + корень "возврат" + суффикс "-но" (без возврата).
7. Тип связи в словосочетаниях:
- "крепко берег": слово "берег" является объектом действия, поэтому связь между словами является родовой.
- "снимал заставы": слово "заставы" является объектом действия, поэтому связь между словами является родовой.
- "та боль": слово "боль" является определением, поэтому связь между словами является родовой.
- "боль по человеку": слово "человеку" является определением, поэтому связь между словами является родовой.
- "давила его": слово "его" является объектом действия, поэтому связь между словами является родовой.
- "первые дни": слово "дни" является определением, поэтому связь между словами является родовой.
8. Частицы в тексте не присутствуют.
9. В предложении 5 использована пунктуация для выделения двух простых предложений, объединенных семантической связью:
"но знал" - сложное предложение;
"что больше не засмеяться ему" - простое предложение.