Комплексный анализ текста № 16.
1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:
(1) Москва (2) Как много в этом звук. .
Для сер (? ) ца ру (с/сс) кого слилось!
(3) Как много в нём от. . звалось!
(4) Вот, окруж. . н своей дубравой
Петровский замок. (5) Мрачно он
(Не) давнею г. . рдится славой.
(6) Напрасно ждал Наполеон,
Последн. . м счастьем упоё (н/нн) ый,
Москвы коленопреклонё (н/нн) ой
С ключами старого Кремля.
(7) Нет, не п. . шла Москва моя
К нему с повинной головою.
(8) Не праздник, не приёмный дар.
(9) Она готовила пожар
(Не) терпелив. . му герою.
(10) Отселе, в думу погруж. . н,
Гл. . дел на грозный пламень он. (А. С. Пушкин)
2. Определите тему текста.
3. Определите идею текста
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
6. Укажите номера предложений с причастными оборотами.
7. Выделите в тексте причастные обороты.
8. Укажите образования глагола из предложения № 3.
9. Укажите разряд прилагательного из предложения №8.
10. Выпишите из текста краткие причастия.
11. К какому времени относятся причастия из текста?
12. Выпишите из текста четыре причастия. (!) Выполните их морфемный разбор.
13. Выполните синтаксический разбор предложения № 6.
14. Укажите разряд местоимения из предложения №5.
2. Суффиксальный словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-. Важно, существительные с суффиксами -АНИ-е, -ЕНИ-е образуются от глаголов. появлЕНИе – от глагола появиться
. 3. Приставочно-суффиксальный словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.
4. Безаффиксный (бессуффиксный словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий – глубь, тихий – тишь, бегать – бег, заливать – залив и т.п.).
5. Сложение - это такой морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др. Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные – усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка. Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).
Суффиксальный словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса.
Приставочно-суффиксальный словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса.
бессуффиксный применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных.
Сложение - это такой морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово.
Переход слов одной части речи в другую Учительская (прил.) комната – учительская (сущ.)