Комплексный анализ текста № 16. 1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:
(1)Москва (
·2)Как много в этом звук..
Для сер(?)ца ру(с/сс)кого слилось!
(3)Как много в нём от..звалось!
(4)Вот, окруж..н своей дубравой
Петровский замок. (5)Мрачно он
(Не)давнею г..рдится славой.
(6)Напрасно ждал Наполеон,
Последн..м счастьем упоё(н/нн)ый,
Москвы коленопреклонё(н/нн)ой
С ключами старого Кремля.
(7)Нет, не п..шла Москва моя
К нему с повинной головою.
(8)Не праздник, не приёмный дар.
(9)Она готовила пожар
(Не)терпелив..му герою.
(10)Отселе, в думу погруж..н,
Гл..дел на грозный пламень он. (А.С.Пушкин)
2. Определите тему текста.
3. Определите идею текста
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
6. Укажите номера предложений с причастными оборотами.
7. Выделите в тексте причастные обороты.
8. Укажите образования глагола из предложения № 3.
9. Укажите разряд прилагательного из предложения №8.
10. Выпишите из текста краткие причастия.
11. К какому времени относятся причастия из текста?
12. Выпишите из текста четыре причастия. (!)Выполните их морфемный разбор.
13. Выполните синтаксический разбор предложения № 6.
14. Укажите разряд местоимения из предложения №6.
2)"Да разве дедушка скажет!-махнул рукой Петька.-Это ж его тайна!"
3)– Тайна?-Дед Макар брови нахмурил и приказал. – А ну, ступайте за мной!
4)И тут дедушка выручил меня, – "Помнишь, на неделе гроза прогремела?"
5)– Как муравейник весну встречает?– спросил я.
6)– Снимает с макушки снежную шапку,– ответил дедушка, – Солнышко выглянет – он шапку долой.
7)Вспомнились мне трогательные слова Чехова:"Точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре".
8)"Имя наше забудется, – как говорит премудрый Соломон, – никто не вспомнит о делах наших, и жизнь наша пройдет, как облако, и рассеется, как туман".
9)– Одевайсь!.. -нам вручили по железному заступу.
10)– Ты бы лучше помалкивал бы…-нахмурился другой.
11)Перед отходом ко сну, земно кланялись друг другу, обнимались и говорили: «Простите, Христа ради», и на это отвечали:«Бог простит».
12)Меня драли за вихры, но я утешал себя тем, что пострадал за правду, и вспомнил пословицу:" За правду и тюрьма сладка!"
Литературный диктант
1.В рассказе В. Ю. Драгунского "Если бы я был взрослым" речь идёт о мальчике, которому пришла в голову мысль поменяться местами со взрослыми: мамой, папой, бабушкой.
2.Основную мысль рассказа можно сформулировать так: каждый должен быть на своём месте.
3.Ключевые слова этого рассказа: наоборот, взрослые, дети, мама, папа, бабушка.
4.Рассказ можно назвать по-другому. Например: Всё наоборот. Весёлая история.
5.В этом рассказе автор утверждает мысль о том, что и взрослые, и дети должны хорошо выполнять свои обязанности, в семье должно быть уважение друг к другу.