«Комплексный анализ текста по теме "Лексика» Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.
Я немножко прихворнул и сидел на солнышке, закутавшись в шинель. Внизу появились мальчишки. Один мальчуган держал пичугу такой непередаваемой окраски, что я решил: это галчонок. Однако пичуга оказалась голубем. Но это был не домашний голубь, а дикий. Голубятники относятся к ним со смешанным чувством почтения и насмешки. Улыбку вызывают длинный тонкий нос «дикаря», голые коротковатые ноги, плосковатая голова. Но все эти недостатки вознаграждаются отличными крыльями, которые позволяют ему покрывать большие расстояния.
Голубёнок спрыгнул на землю и заковылял к стене.
-Возьмите, - сказал мальчишка. – А то сидит возле дороги и пищит. Видно, решил крылышки попробовать раньше времени.
Голубёнок не мог ни летать, ни есть, ни пить. Но скоро голод начал мучить его, и он подошёл к кормушке, осторожно клюнул зерно. Получилось! С водой было хуже. Подражая голубям, «дикарь» опустил клюв в воду, но не тут-то было! Он долго тыкал клювиком в воду и вдруг случайно глотнул мутноватой теплой жидкости. Наверное, ему стало очень хорошо, потому что голубёнок захлопал крыльями и весело запищал. Подошёл ко мне и уставился своими блестящими глазками: благодарил. (По М. Гроссману)
Озаглавьте текст.
ответ:
На что указывает название (на тему, основную мысль)?
ответ:
Выпишите из предложений первого абзаца разговорные слова.
ответ:
Попробуйте определить роль разговорных слов в выражении отношения автора к описываемому.
ответ:
Выпишите из предложений первого абзаца антонимы.
ответ:
Повредил ли голубёнок ногу? Чтобы ответить на этот вопрос, подберите не менее 2 синонимов к слову заковылял.
ответ:
Укажите ошибочное утверждение.
1)Лексика – совокупность слов языка.
2)Лексиколог – специалист, изучающий лексику.
3)Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.
4)Лексическое значение слова разъясняется в орфографическом словаре.
8. Являются ли выделенные слова омонимами? ответ подчеркните.
Мой руки чаще. – Мой портфель. ДА – НЕТ
ответьте: выделенные слова омонимами, потому что
9.Распределите в два столбика.
Задремали звёзды, спят кувшинки, шляпка гвоздя.
МЕТАФОРА
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
10. Укажите ряд, в котором содержатся только синонимы.
1)огонь, пламя, дым 3) алфавит, чистописание, азбука
2) внимательный, заботливый, чуткий 4) ветер, ураган, ураганный
11. Укажите, какое явление русского языка иллюстрируют приведённые ниже пары слов. Заполните таблицу.
А)победа – поражение 1)синонимы
Б)открыть ключом – студёный ключ 2) антонимы
В)поразительный, удивительный 3) многозначные слова
Г)деревянный стол – лечебный стол 4) омонимы
Пары слов
А
Б
В
Г
Лексическая группа
12. Допишите предложение.
Прилагательные, которые не только называют признак, но и дают яркое, образное представление о предмете, - это
Подчеркните такие прилагательные.
Роса утренняя, прозрачная, хрустальная.
Колокольчики лесные, фиолетовые, звонкие.
13. В каком выражении использовано слово научного стиля?
1) На уроке не отвлекайтесь. 3) Затранскрибируйте слова.
2) Выучите правило. 4) Запомните авторов учебника.
14. В каком ряду все выделенные слова употреблены в переносном значении?
1)ОТКРЫТЫЙ взгляд, ОТКРЫТАЯ книга, ОТКРЫТЫЙ человек.
2)ОСТРЫЙ взгляд, ОСТРЫЙ ум, ОСТРОЕ слово.
3) ЖЁСТКИЙ диван, ЖЁСТКИЙ характер, ЖЁСТКИЕ слова.
4) СВЕЖИЕ новости, СВЕЖИЙ хлеб, СВЕЖИЙ ветер.
"Я немножко прихворнул и сидел на солнышке, закутавшись в шинель. Внизу появились мальчишки. Один мальчуган держал пичугу такой непередаваемой окраски, что я решил: это галчонок. Однако пичуга оказалась голубем. Но это был не домашний голубь, а дикий. Голубятники относятся к ним со смешанным чувством почтения и насмешки. Улыбку вызывают длинный тонкий нос «дикаря», голые коротковатые ноги, плосковатая голова. Но все эти недостатки вознаграждаются отличными крыльями, которые позволяют ему покрывать большие расстояния.
Голубёнок спрыгнул на землю и заковылял к стене.
-Возьмите, - сказал мальчишка. – А то сидит возле дороги и пищит. Видно, решил крылышки попробовать раньше времени.
Голубёнок не мог ни летать, ни есть, ни пить. Но скоро голод начал мучить его, и он подошёл к кормушке, осторожно клюнул зерно. Получилось! С водой было хуже. Подражая голубям, «дикарь» опустил клюв в воду, но не тут-то было! Он долго тыкал клювиком в воду и вдруг случайно глотнул мутноватой теплой жидкости. Наверное, ему стало очень хорошо, потому что голубёнок захлопал крыльями и весело запищал. Подошёл ко мне и уставился своими блестящими глазками: благодарил."
Озаглавьте текст.
Ответ: "Голубёнок и его приключения."
На что указывает название (на тему, основную мысль)?
Ответ: Название указывает на основную мысль текста - приключения голубёнка.
Выпишите из предложений первого абзаца разговорные слова.
Ответ: прихворнул, солнышке, мальчишки.
Попробуйте определить роль разговорных слов в выражении отношения автора к описываемому.
Ответ: Разговорные слова создают более живой и неформальный язык текста, придают рассказу более реалистическую и простую атмосферу, позволяют читателю более легко воспринимать происходящее и почувствовать себя ближе к персонажам.
Выпишите из предложений первого абзаца антонимы.
Ответ: домашний - дикий.
Повредил ли голубёнок ногу? Чтобы ответить на этот вопрос, подберите не менее 2 синонимов к слову заковылял.
Ответ: По словам "заковылял", голубёнок не повредил ногу, так как синонимы "заковылял" - "пошёл", "пошатнулся" не указывают на возможное повреждение ноги.
Укажите ошибочное утверждение.
1)Лексика – совокупность слов языка.
2)Лексиколог – специалист, изучающий лексику.
3)Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.
4)Лексическое значение слова разъясняется в орфографическом словаре.
Ответ: Ошибочное утверждение: 4) Лексическое значение слова разъясняется в орфографическом словаре. (Лексическое значение слова разъясняется в лексическом словаре)
8. Являются ли выделенные слова омонимами? ответ подчеркните.
Мой руки чаще. – Мой портфель. ДА – НЕТ
Ответ: Нет. Выделенные слова не являются омонимами.
ответьте: выделенные слова омонимами, потому что
Ответ: Нет подсказки, поскольку выделенные слова не являются омонимами.
9.Распределите в два столбика.
Задремали звёзды, спят кувшинки, шляпка гвоздя.
МЕТАФОРА - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
10. Укажите ряд, в котором содержатся только синонимы.
1) огонь, пламя, дым 3) алфавит, чистописание, азбука
2) внимательный, заботливый, чуткий 4) ветер, ураган, ураганный
Ответ: 2) внимательный, заботливый, чуткий
11. Укажите, какое явление русского языка иллюстрируют приведённые ниже пары слов. Заполните таблицу.
А)победа – поражение 1)синонимы
Б)открыть ключом – студёный ключ 2) антонимы
В)поразительный, удивительный 3) многозначные слова
Г)деревянный стол – лечебный стол 4) омонимы
Пары слов:
А - 2) антонимы
Б - 4) омонимы
В - 1) синонимы
Г - 1) синонимы
Лексическая группа
12. Допишите предложение.
Прилагательные, которые не только называют признак, но и дают яркое, образное представление о предмете, - это
Ответ: Прилагательные, которые не только называют признак, но и дают яркое, образное представление о предмете, - это художественные прилагательные.
Подчеркните такие прилагательные.
Ответ: Роса утренняя, прозрачная, хрустальная. Колокольчики лесные, фиолетовые, звонкие.
13. В каком выражении использовано слово научного стиля?
1) На уроке не отвлекайтесь. 3) Затранскрибируйте слова.
2) Выучите правило. 4) Запомните авторов учебника.
Ответ: 4) Запомните авторов учебника.
14. В каком