В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Д
Другие предметы
Х
Химия
М
Музыка
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
Р
Русский язык
У
Українська література
Ф
Французский язык
П
Психология
А
Алгебра
О
Обществознание
М
МХК
В
Видео-ответы
Г
География
П
Право
Г
Геометрия
А
Английский язык
И
Информатика
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
Viralave
Viralave
05.06.2020 04:01 •  Русский язык

Конспект статьи 5.4. Газетно-публицистический стиль. Экспрессивные средства языка

Стили русского литературного языка

Публицистический стиль речи
Публицистику называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, культурным, бытовым, философским и т.д. Газетно-публицистический (публицистический) стиль речи представлен на страницах газет и журналов, в материалах радио- и тележурналистики, в публичных лекциях, в речи выступающих в парламенте, на съездах, пленумах, собраниях, митингах и др.
Тексты, относящиеся к этому стилю, отличаются разнообразием тем и языкового оформления. С одной стороны, один и тот же жанр, например, жанр репортажа, будет существенно различным в газете, на радио и на телевидении. Но, с другой стороны, газетный репортаж существенно отличается от других газетных жанров – информации, очерка, фельетона и др.
Однако все жанры публицистики имеют много общих черт, позволяющих объединить их в единое целое. И эти общие черты обусловлены наличием у них общей функции. Тексты публицистического стиля всегда адресованы массам и всегда выполняют – наряду с информационной – воздействующую функцию. Характер воздействия может быть прямым и открытым. Например, на митинге ораторы открыто призывают массы поддержать или отвергнуть то или иное решение правительства, того или иного оратора, политика и т.п.
Характер воздействия может быть и иным, как бы скрытым за внешне объективной подачей фактов (ср. информационные программы радио, телевидения). Однако сам отбор фактов, их более или менее подробное рассмотрение, характер подачи материала тоже предусматривают определённое воздействие на массы. По самой своей природе публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение.
Характерная особенность публицистики состоит также в том, что она воздействует не на одного человека, а именно на массы, на общество в целом и на его отдельные социальные группы. В публицистическом стиле значительно сильнее, чем в научном, официально-деловом стилях, проявляется авторская индивидуальность. Однако в данном случае автор проявляет себя не только как конкретная личность (со своими неповторимыми особенностями), но и как представитель общества, выразитель определённых социальных идей, интересов и т.д.
Поэтому основным признаком, доминантой публицистического стиля является социальная оценочность, что и проявляется как в самом отборе фактов, степени внимания к ним, так и в использовании экспрессивных языковых средств.
В целом публицистическому стилю присуще постоянное чередование экспрессии и стандарта, постоянное превращение экспрессивных средств в стандарт и поиск новых экспрессивных средств выражения.
Например, метафоры холодная война, железный занавес, перестройка, застой, оттепель почти сразу превратились в общественно-политические, стандартно употребляемые термины.
Такое противоборство и взаимодействие экспрессии и стандарта вполне закономерно. Воздействующая функция обусловливает постоянное стремление публицистики к экспрессии, но потребность в выразительных и изобразительных средствах вступает в противоречие с необходимостью оперативно откликаться на все события современности. Стандарты, являясь готовыми речевыми формами, соотнесены с определёнными общественно-политическими и другими ситуациями. И текст, построенный в привычной, стандартной форме, легче пишется и легче усваивается. Не случайно такие стереотипы наиболее часто встречаются в тех жанрах, которые требуют экономичной и сжатой формы и которые оперативно связаны с самим событием: официальное сообщение, информация, обзор печати, отчёт о работе парламента, правительства и т.д. В других жанрах (очерк, фельетон и др.) речевых стандартов меньше, на первый план выдвигаются оригинальные выразительные приёмы, речь индивидуализирована.

Показать ответ
Ответ:
agapovaa2002
agapovaa2002
06.10.2020 01:12
Казалось бы, что хорошего можно сказать о дождливом дне? У меня не много единомышленников, потому что большинство любит яркие, солнечные дни. А я люблю дождь всегда, в любое время года, ну разве что зимой он не очень мне нравится. Но весной, летом и осенью у меня даже настроение поднимается, когда идет дождь. Тепло или холодно — мне все равно. В теплую дождливую погоду я люблю просто бродить по улицам, натянув на себя прозрачный плащ или всего-навсего под зонтиком. Если же холодно и идет дождь, я одеваюсь и обуваюсь потеплее, во что-нибудь непромокаемое, и с удовольствием выхожу гулять. Правда, больше мне нравится бродить вдвоем: с мамой, папой или с подругой и разговаривать о чем-то фантастическом, не об уроках и школе, не о том, с кем не поладили или что надо купить, а о каком-нибудь мире из прочитанных книг, где живут не сказочные, но необыкновенные герои, где растут огромные, но обязательно ухоженные леса, и в них бродят не хищные звери, а добрые обезьяны и антилопы, зайцы, лисички и медвежата, ручные волки, летают большие умные птицы. Хорошо бывает, когда дождь заканчивается радугой, как будто торжественный огонь зажигается на небе. Люблю еще в дождливую погоду усесться поудобнее в кресле и читать интересную книгу, слушая шелест дождя. Только грозу не люблю и ветра — мне нравится дождливая погода тихая, спокойная, доброжелательная.
0,0(0 оценок)
Ответ:
siplatoffmatvei
siplatoffmatvei
06.10.2020 01:12
С творчеством М. Ю. Лермонтова десятиклассники уже знакомы, но в 10 классе их представления о творчестве поэта поднимаются на новый уровень. Учащиеся не просто изучают отдельные его стихотворения, а определяют основные мотивы поэзии Лермонтова в целом, учатся понимать и интерпретировать поэтические тексты. На изучение лирики Лермонтова можно отвести 4 урока, а остальные 5 - 6 уроков оставить на анализ романа "Герой нашего времени".Урок 21. М. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. "Дума", "1 января": 
"Печально я гляжу на наше поколенье ..."Учителю при изучении лирики поэта необходимо доказать, что Лермонтов, по словам Белинского,  - "поэт совсем другой эпохи", "его поэзия  - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества".Основные положения вступительного слова учителя о Лермонтове:В творчестве Лермонтова отражаются мысли и настроения эпохи 30-х годов, времени тяжелейшей политической реакции.Творчество Лермонтова можно условно разделить на два периода: 1828 -1836 гг. и 1837 - 1841 гг. Граница  - 1837 год, год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения ("Жалобы турка", "Желание"). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление темы поэта и поэзии.Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности "светского общества", поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, находит которые в осмыслении темы народа и Родины.Таким образом, основные мотивы лирики Лермонтова это:
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Русский язык
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота