контроха 1 Из данных стихотворных строк выписать метафору.
Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки… (А.Пушкин)
2. Из данных стихотворных строк выписать эпитеты.
Закружилась листва золотая.
В розоватой воде на пруду
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду (С. Есенин)
3. Укажите неверное утверждение:
А) Слова Ростов, росток, ростовщик, отрасль, являются словами-исключениями.
Б) Правописание корней лаг-лож, кас-кос зависит от ударения.
В) Выбор гласной в корнях скак-скоч зависит от последующей согласной корня.
Г) Чередование о-а в корнях равн-ровн зависит от лексического значения.
4. Выпишите из предложенных словосочетаний только те, где в словах пишется
буква О. Орфограммы обозначить.
Обг_ревшая свечка, кухонная утв…рь, вытв…рять чертовщину, мамино
прик…сновение, выск…чить из-за угла, ранние з_ри, ог_рок свечи, док_снуться до
руки, ск…чок в бездну, г_реть на плите, з_рево от пожара, начерчить к_сательную,
пор…вняться с домом, ур…вень воды.
5. Выберите исконно русское слово.
1) какао 2) землетрясение 3) аппендицит 4) филология
6. Выберите слова, которые заимствованы из английского языка.
1) менеджер 2) суфле 3) джем 4) аудиенция 5) футбол
7. В каком ряду неполногласие содержится в корнях всех слов? Выпишите слова из
этого ряда и подчеркните неполногласные сочетания.
а) вратарь, шлем, страж б) сторож, берег, возраст
в) заросли, пленить, младенец г) положение, возвращение, храм
8. Выберете слова, которые являются историзмами.
1) боярин 2) лик 3) кольчуга 4) живот 5) крепостник
9. Какое слово относится к разговорной лексике?
1) общаться 2) трещать 3) беседовать 4) переговариваться
10. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?
Укажите вариант ответа и выпишите фразеологизмы.
А) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.
Б) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но
вовремя прикусил язык.
В) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.
Г) Подруги перемывали косточки знакомым. За это я намылил голову кому следует
11. Определите, какое слово является «лишним» в ряду синонимов.
Всадник, наездник, пассажир, верховой.
Волнение, беспокойство, тревога, уныние.
12. Закончите предложение.
Слова забор (воды) и (дощатый) забор являют¬ся
13. Установите соответствие между словами из ле¬вой и правой колонки.
A. диалектизм 1. шоумен
Б. устаревшее слово 2. бульба
B. неологизм 3. ратный
14. Установите соответствия между фразеологиз¬мами и их значениями.
A. чесать язык 1. замолчать, воздержаться в разговор
Б. придержать язык 2. выведывать что-либо
B. тянуть за язык 3. болтать, сплетничать
15. Определив значение фразеологизмов, сгруп¬пируйте их в синонимические пары.
A. задавать тон 1. сорвать маску
Б. делать из мухи слона 2. поставить на ноги
B. вывести на чистую воду 3. сгущать краски
Г. вывести в люди 4. играть первую скрипку
ед. Грачи поправляют гнезда.
Звенят ручьи. Надулись на деревьях пахучие почки. Увидали ребята первых скворцов.
Стройные косяки гусей потянулись с юга. Высоко в небе показался караван журавлей. Ива распустила мягкие пуховки. Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи.
Выбежал на опушку заяц-беляк, сел на пенёк, глядит вокруг. Вышел большой лось с бородкой и рогами. Радостное чувство наполняет душу.
2а. Найди в тексте предложение с однородными членами предложения. Подчеркни их.
2б. Во втором предложении подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи.
Объяснение:
Списать, раскрывая скобки.
1.Дружба-(не)услуга, за нее (не)благодарят.
2.(Не)бойся (н..)знания, бойся ложного знания. От него все зло мира.
3.(Н…)зверя, (н…)птицы, (н…)звука, (н…)тени.
4.Н…)музы, (н…)труды, (н…)радости досуга – (н…)что (н…)заменит единственного друга.
5.Жизнь – это самый серьезный предмет. Радость найдем, одолеем (н…)взгоды.
6.На Керчь мы шли уже (не)берегом, а степью.
7.Экипаж (не)был похож (н…)на тарантас, (н…)на коляску, (н…)на бричку.
Синтаксический полный разбор предложений
1.Пиши ко мне всё, что ты заметишь.
2.Вы это поймете когда проживете здесь еще несколько времени.
Объяснение: