КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол» 16 мая
Цель: повторить ранее изученные орфограммы, особенности глагола как части речи, совершенствовать умение анализировать готовый текст через понятия тема, основная мысль, тип речи, стиль текста.
Ветер и солнце
1)Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.
2)Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
3)- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
4)Сказал, - и начал дуть, что было мочи.
5)Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше.
6)Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом.
7)Проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом.
8)Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
9)Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника.
10)Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
11)- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.
(К.Д. Ушинский). 1.Тема текста.
2. Стиль текста.
3. . Тип речи.
4. Выпишите номер предложения, в котором отражена основная мысль текста.
5. Из предложений 4-6 выпишите возвратные глаголы.
6. Из предложения 8-10 выпишите слово, написание которого определяется правилом «В приставках, оканчивающихся на –з, -с, перед глухими согласными пишем – с»
7. Из предложения 6 выпишите синонимы.
8. Из предложения 9-11 выпишите инфинитив.
9. Из предложений 6-8 выпишите номера предложений с однородными сказуемыми.
10. Из предложения 9-11 выпишите слово, написание которого определяется значением «неполнота действия»
11. Из предложений 1-3 выпишите глагол в повелительном наклонении.
НУЖНО
Читал лекцию - буду читать лекцию, проводил эксперимент - буду проводить эксперимент, давал анализ - буду давать анализ, создавал космические корабли - буду создавать космические корабли, исследовал явления - буду исследовать явления, делал операции - буду делать операции, объяснял грамматику - буду объяснять грамматику, проверял результаты эксперимента - буду проверять результаты эксперимента , строил школу - буду строить школу, изучал химические процессы - буду изучать химические процессы, использовал новую технику - буду использовать новую технику, выполнял научные программы - буду выполнять научные программы, разрабатывал современные теории - буду разрабатывать современные теории, решать вопросы - буду решать вопросы.
1.Слова переносятся по слогам. Например: па-па, мат-рёш-ка
2.Нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку одну букву или букву с мягким знаком.Переносить нужно так: маль-чик, оси-на, гу-лять
3.При переносе слов с Й в середине нельзя отрывать ее от слога.Переносить нужно так: чай-ник, ру-ко-мой-ник
4.При переносе слов с Ь в середине нельзя отрывать его от слога.Переносить нужно так: паль-то, мель-ком
5.При переносе слов с Ъ нельзя отрывать его от слога.Переносить нужно так: съём-ка, подъ-езд, подъ-ём
6.При переносе слов с односложной приставкой,которая оканчивается на согласный,нельзя отрывать согласную букву от приставки.Переносить нужно так: пред-вестник, рас-смотреть
7.При переносе слов с удвоенными согласными нельзя оставлять на строке обе буквы Н.Переносить нужно так: весен-ний, осен-ний, задуман-ная.