Контрольная работа по родному (русскому) языку для 8 класса 1. Найти пары, в которых верно подобраны русские синонимы к иноязычным словам:
а) афоризм – предложение; б) аллегория – иносказание; в) эрудиция – начитанность; г) реформа – обсуждение.
2. Подберите к заимствованному слову идеальный соответствующее русское слово
а) пошлый б) безупречный в) напряженный
3. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1. срЕдства, облегчИть
2. щАвель, включИм
3. красивЕе, повторИт
4. инАче, собрАла
4. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1. кУхонный, обеспЕчение
2. договОр, позвОнит
3. катАлог, началА
4. тортЫ, прАвы
5. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетании:
1. констатировать о необходимости поездки
2. аргументировать положения доклада цифрами
3. беспокоиться о дочери
4. скучать по близким
6. Слово ответчик, употреблённое юристом, - это:
1. диалектизм
2. жаргонизм
3. профессионализм
4. термин
7. Соотнеси слово и род.
1. Миссисипи 1. Средний род
1. Токио 1. Мужской род
1. Онтарио 1. Женский род
8. Укажите грамматически правильное продолжение предложения Тщательно подготовившись к выступлению,
1. речь оратора тем не менее должна напоминать импровиза¬цию.
2. в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.
3. у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.
4. оратор произнёс убедительную речь.
9. Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1. Вы оплатили проезд в автобусе?
2. Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы.
3. Эти люди не теряли уверенности в успехе, даже в случае неудач.
4. Вопреки ожиданиям и установившимся правилам, было решено отменить дополнительные каникулы.
10. Укажите предложения с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1. Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.
2. В рассказе «Попрыгунья» Чехов осуждает прежде всего праздность.
3. Одному из героев романа, ищущим смысла жизни, открывается путь к внутренней свободе.
4. Кто бы ни приезжал в наш городок, все поражались чистоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.
11. Определите стили текстов. К буквам, стоящим около текстов, подберите соответствующие цифры:
1. научный стиль;
2. разговорный стиль;
3. художественный стиль.
А. На белом фоне березняка, весь освещённый солнцем, стоял лесной гигант. Как он был хорош! Длинная горбоносая морда была высоко поднята. Огромные рога напоминали вывороченные корни дерева. Сам тяжёлый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у скакового коня. (Ю. Яковлев.)
Б. Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь наш дом задрожал. А потом разверзлись хляби небесные. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову.
В. Вода – бесцветная, легко подвижная, безвкусная жидкость. Она не имеет запаха.
12. Определите, к какому стилю принадлежит приведенный ниже текст:
1. разговорному
2. художественному
3. газетно-публицистическому
4. официально-деловому
5. научному
Разговорная речь широко использует просодические средства для выделения различных по степени важности элементов высказывания. Наиболее динамически выделенными во фразе являются слова, принимающие на себя синтагматическое ударение, они, как правило, являются смысловым центром высказывания, коммуникативным ядром.
13. Главная задача научного стиля речи:
а) сообщение научных сведений, научное объяснение фактов
б) непосредственное повседневное общение
в) изображение и воздействие на читателя
14. К какому стилю речи относятся эти жанры речи: реферат, тезисы, монография?
1. официально-деловой б) научный в) публицистический г) официально-деловой
15. Укажите признаки языка литературных произведений:
1. Художественная точность, выразительность в описаниях, в передаче мыслей и чувств.
2. Выразительность в передаче мыслей и чувств.
3. Точность в описаниях.
16. Письменное выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников – это…
а) конспект б) реферат в) доклад г) аннотация
В1. Дайте понятие нормы языка. Перечислите виды языковых норм.
В2. Что такое аргумент в учебной деятельности. Какими бывают аргументы?
ответ: 2
1)
невзрачный костюм. Пишем слитно, т.к. не употребляется без не-;
неослабевающая хватка. Пишем слитно, т.к. можно заменить синонимом без не-;
недоварив суп. Пишем слитно, т.к. приставка недо-.
2)
не написано пером. Пишем раздельно, т.к. краткое причастие;
не поднимающийся в небо. Пишем раздельно, т.к. есть зависимое слово в небо;
далеко не весело. Пишем раздельно, т.к. есть слово-магнит далеко.
3)
дорога не освещена. Пишем раздельно, т.к. краткое причастие;
очередная неудача. Пишем слитно, т.к. можно заменить синонимом без не-;
незаконченная пьеса. Пишем слитно, т.к. можно заменить синонимом без не-.
4)
посылка не получена. Пишем раздельно, т.к. краткое причастие;
не замеченный водителем. Пишем раздельно, т.к. есть зависимое слово водителем;
нечаянная радость. Пишем слитно, т.к. не употребляется без не-.
Объяснение: