Контрольная работа по русскому языку для учащихся 8 класса в рамках повторения изученного в конце года
А1. В каких словах буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
1) съязвил
2) якорь
3) жёлтый
4) бьют
А2. В каком слове количество звуков и букв не совпадают?
1) живется
2) чёрный
3) обезьяна
4) разъезд
А3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
1) и...бежать, ни…падающий, ра…веселый;
2) пр…забавный, пр…следовать, пр…рекание;
3) об…грать, раз…скать, за…скивающий;
4) в…южный, под…езжая, с…ёмка;
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Достав из кармана спички,
1) мой собеседник зажёг свечу;
2) продолжился рассказ моего собеседника;
3) свет свечи заполнил комнату;
4) мне пришлось долго искать свечку на полке;
А5. В каком предложении нужно поставить тире?
1) Прекрасное это символ морального добра.
2) Умение признавать ошибки свойственно далеко не всем.
3) Луч как бархат.
4) Жизнь прекрасна и удивительна!
А6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
Изредка срывался ветер (…) и тогда листья летели шумным дождём, щекотали лицо.
1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
А7. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Извилистая тропинка (1) обогнула большой песчаный карьер (2) изборожденный следами шин и гусениц (3) и вывела на плоскую луговину.
1) 1 – выделяется причастный оборот;
2) 2 – выделяется деепричастный оборот;
3) 2, 3 – выделяется причастный оборот;
4) 1, 3 – выделяется деепричастный оборот.
А8. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую.
1) Очень хорош и красив чистый сосновый бор.
2) Слышно было мерное дыхание спящих да треск горящих в костре сучьев.
3) Яркие вспышки возникали то сверху то внизу то справа то слева от меня.
4) В этой семье всегда любили не только кошек но и собак.
А9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Деревенские избы мужиков тоже (1) разумеется (2) были срубами на диво. Даже колодец (3) к удивлению Чичикова (4) был сделан в такой крепкий дуб, какой идет только на мельницы и корабли.
1) 1, 2;
2) 3, 4;
3) 1, 3;
4) 1, 2, 3, 4.
Прочитайте текст и выполните задания части В и С.
В. 1) Мать родилась в сибирской деревне. 2) С детства большой радостью стали для нее родные леса, поля и всё живое в них. 3) Сколько нужды и горя выпало на долю матери, потерявшей семерых взрослых детей! 4) И всё же глаза её оставались незамутненными до глубокой старости, свидетельствующими о душевной ясности, лицо свежим, свободным от морщин радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям. 6) Лицо матери, как подсолнечник к солнцу, всегда было обращено к радости, к деянию добра. 7) Я был убежден, что мать обладала особым талантом доброты и обостренным ощущениям природы, которые она всё время бессознательно пыталась привить нам, детям. 8) Слова матери глубоко западали в память, трогали какие-то незримые струны души, оберегали нас от тысячи тысяч пагубных соблазнов, бились в наших сердцах неиссякаемым подспудным родником. 9) Немало людей, дети, живут злобой, корыстью, завистью, - говорила она. – Не радуются ни весне, ни птичьему звону, и оттого глаза у них мутные, тусклые, а душа больная. 10) Слепцы они, а со слепого какой же с А как сделать, чтобы всем жить было радостно, она не знала. 12) И видела источник радости и исцеляющей силы в окружающей её природе. 13) Любовь к природе, радостное любование ею было заложено в ней от рождения, как в певчей птице. 14) Мать не представляла иной силы так чудодейственно окрылять человеческую душу, и поражалась, как другие не понимают этого.
(По Е. Пермитину).
В1. Какая основная мысль звучит в тексте?
1) Необходимо беречь природу, заботиться о ней.
2) Природа дает силу человеку и окрыляет его душу.
3) По-настоящему наслаждаться природой можно только в лесу.
4) Чем дольше наслаждаешься окружающей природой, тем больше получаешь сил и энергии.
В2. Выпишите из третьего предложения однородные члены предложения.
В3. Выпишите из третьего предложения обособленное определение.
В4. Выпишите из шестого предложения сравнительный оборот.
В5. Выпишите из шестого предложения грамматическую основу.
В6. Среди 10-12 предложений укажите неполное предложение.
В7. Выпишите из седьмого предложения уточнение.
Объяснение:
(1)День уже клонится к вечеру. (2)Сумерки постепенно сгущаются. (3)Огибая невысокий холмик, поросший прегустой стелющейся растительностью, малоезженная дорога
выводит путешественников к берегу не глубокой, но быстрой речонки, впадающей в
озерцо, причудливо раскинувшееся на равнине. (4)Песчаная отмель, кое-где
усыпанная мельчайшими речными ракушками, манит утомленных путников, приглашая
остановиться на ночевку. (5)Изнемогая под тяжестью туристического снаряжения, они, не без
труда, добираются до прибрежных кустов. (6) Полюбовавшись серебряной полоской луны на
воде, а затем оглядев окрестности, командир объявляет: "Ребята, привал".
(7)Натянув холщевые тенты, и укрепив палатки, туристы начинают собирать хворост, сухие
водоросли и дощечки, выброшенные на берег приливом. (8)Сейчас они станут
разжигать костер и готовить ужин, состоящий из походных продуктов; вареной или
печеной в золе картошки, свиной тушенки, ржаного хлеба. (9)Запивают эти
изысканные явства чаем, настоянным прямо в жестяных кружках.
(10)После ужина, собравшись (вокруг ярко разгоревшегося костра, юные
путешественники заводят длинные-предлинные разговоры, вспоминая прежние походы
и всякие забавные случаи, происходившие с кем-либо из присутствующих. (11) Расстелив
походные коврики, и расположившись поудобнее, ребята приготовились слушать нового
рассказчика.
А ещё эти звуки степи. Этот гул ветра заглушающего собственный голос, топот копыт пробегающего лошадиного табуна, свист крыльев пролетающего над землей беркута.
А ещё запахи степи, запах свежего ветра, запах полыни с примесью запаха пыли.
А самое главное, это огромное, в пол неба солнце. И главное четко очернённые диагонали лучей солнца, пробивающихся из за облаков до земли.
И нет более реального ощущения свободы, как то, что чувствуешь стоят вечером посреди степи, наблюдая как огромный диск медного солнца опускается за горизонт