Контрольная работа
по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Часть А. Объясните постановку знаков препинания в БСП (тире и двоеточия)
1. Работы с ней (чашей) много – в один год не укладешь.
2. Таким друзьям на свете не страшно ни чего: один за всех в ответе и все за одного.
3. Хочешь добиться уважения - начинай с себя.
4. Войдешь в лес – свежий запах пьянит.
5. Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над едва пропуская только что показавшееся солнце; трава блестит.
6. Однажды готовились к контрольной работе, но она не состоялась – такое выпало счастье!
7. Андрей со своими дома: ни к чему растягивать слёзы и причитания, а себе травить душу.
8. Посмотрит - рублём подарит.
9. В доме мало-помалу нарушалась тишина: где-то скрипнула дверь, послышались чьи-то шаги, кто-то чихнул на сеновале.
10. Не успело солнце пригреть – загудело всё небо.
Часть В. Пишем номер задания и вариант ответа, например: 1. -1
1.Среди предложений 16-19 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
(16) Пусть в нашей стране будет ещё больше и золота колосьев, и вдохновенных книг, и весёлых глаз – всего, что необходимо для счастья. (17) Сияет солнце, волны блещут, на всём улыбка, жизнь во всём . (18) Ребята верные, друзья фронтовые! (19) Вдруг под копной сена, на которой я сижу, раздался шум, потому что две крупные птицы спикировали к земле
2. Укажите верную характеристику предложения.
Крики вечерних газетчиков затихали позади, исчезали прохожие,, исчезли нищие, пиликающие на скрипках предложение с однородными сказуемыми. 2) бессоюзное сложное 3) сложносочиненное.
3. Какое(ие) предложение(я) можно перестроить в бессоюзное?
(1) Вначале казалось, что они чего-то ждут. (2) Но никто из них ни разу не посмотрел на часы, не проявил нетерпения.
1) 1 2) 2 3) 1 и 2
4.Среди предложений 1-6 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложения.
(1) Наступили сумерки, и голоса птиц стихли в лесу. (2) Желтые листья сыпали с деревьев, зелень полинялая засохла, река приняла холодный свинцовый цвет. (3) В знойном воздухе кружили противне мухи, комары и какие-то жучки. (4) Ветер дул из лесов, доносился запах льда; из-под осевшего снега пахло мёрзлой брусникой, корнями. (5) Я шел полем и вспоминал цветы, оставленные на пеньке. (6) Снова показалось, что стебли их шевелятся, шевелятся в руке.
5.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить с воза целого карася.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.
6.Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.
Монтажники закончили работу – дружной компанией все отправились на речку.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
2) В первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части.
3) Первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.
4) Во второй части содержится указание на быструю смену событий.
7.Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.
Будешь серьезно относиться к учёбе ( ) зачилят в интеллектуальный клуб.
1) Ставится тире, первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится в первой части.
2) Ставится двоеточие, вторая часть БСП имеет причинное значение.
3) Ставится тире, вторая часть БСП имеет значение вывода.
4) Ставится двоеточие, вторая часть БСП раскрывает содержание первой части.
8.Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.
Я был доволен ( ) Лондон был построен в точном соответствии с путеводителями, очерками и кинокартинами.
1) Ставится двоеточие, вторая часть БСП имеет причинное значение.
2) Ставится двоеточие, вторая часть БСП раскрывает содержание первой части.
3) Ставится тире, вторая часть БСП имеет значение следствия.
4) Ставится тире, первая часть БСП обозначает условие совершения действия, о котором говорится в первой части.
9.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Диккенс описывает Лондон с точностью справочника: ничего придуманного или вымышленного в описании нет..
1) Первая часть БСП называет время совершения действия, о котором говорится во второй части.
2) Первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части.
3) Вторая часть дополняет, раскрывает содержание первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет то, о чём говорится в первой части.
Жесткие,колючие-именительный падеж,голых-предложный
Вариант:Жесткие и колючие ветры гуляли в макушках голых деревьев.Голых-родительный падеж
С еловых лап падали на землю снеговые шапки.
Еловых-родительный,снеговые-именительный.
"встретились"-явно не то слово,здесь должно быть "вертелись"
По лиловым шишкам прыгали краснозобые снегири и вертелись синички.
Лиловым-дательный,краснозобые-именительный.
Серебряными искрами осыпался с берёз иней и блестел на снегу.
Серебряными-творительный.
Падеж прилагательного можно определить по существительному,к которому оно относится.Например:гуляли в (ком?чём?) голых макушках.Предложный падеж