Контрольная работа по теме «Частицы»
1.Выпишите из предложений частицы. Укажите разряд частиц.
Образец:
бы – формообразующая, образует форму условного наклонения глагола;
вот – смыслоразличительная, оттенок - указание
1) А видел ли слона? (И. Крылов) 2. Если бы искусство вдруг исчезло из нашей жизни, то* жизнь невероятно обеднела бы. (Д. Кабалевский) 3. Что за прелесть эти сказки! (А. Пушкин) 4. Неужли (=неужели) солнышку лишь только и заботы, чтобы смотреть, как ты растёшь? (И. Крылов) 5. Пусть неровные луга обо мне поют крапивой, брызжет полночью дуга, колокольчик говорливый. (С. Есенин) 6. Мы не говорили ни слова. (М. Лермонтов) 7. Ведь я не художница, а музыкантша (А. Чехов). 8. Разве я говорю что-нибудь дурное? (М. Горький). 9. Вот характерный след зайца (В. Арсеньев). 10. Ребята! Не Москва ль за нами? (М.Лермонтов).
* здесь ТО – часть союза «если…то». Частица - ТО служит для усиления и пишется через дефис (Например: Книгу-то принёс?)
2. Произведите морфологический разбор 2 частиц на выбор из предыдущего задания.
3. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы Е или И и ОБЪЯСНЯЯ свой выбор. Можно делать в Ворде. Выпишите из предложений частицы. Укажите разряд частиц.
Образец:
бы – формообразующая, образует форму условного наклонения глагола;
вот – смыслоразличительная, оттенок - указание
1) А видел ли слона? (И. Крылов) 2. Если бы искусство вдруг исчезло из нашей жизни, то* жизнь невероятно обеднела бы. (Д. Кабалевский) 3. Что за прелесть эти сказки! (А. Пушкин) 4. Неужли (=неужели) солнышку лишь только и заботы, чтобы смотреть, как ты растёшь? (И. Крылов) 5. Пусть неровные луга обо мне поют крапивой, брызжет полночью дуга, колокольчик говорливый. (С. Есенин) 6. Мы не говорили ни слова. (М. Лермонтов) 7. Ведь я не художница, а музыкантша (А. Чехов). 8. Разве я говорю что-нибудь дурное? (М. Горький). 9. Вот характерный след зайца (В. Арсеньев). 10. Ребята! Не Москва ль за нами? (М.Лермонтов).
* здесь ТО – часть союза «если…то». Частица - ТО служит для усиления и пишется через дефис (Например: Книгу-то принёсПошли деревянные дома, заборы; (н..) где (н..)души. (И. Гончаров)
2. (Н..) один (н..) колышется на берёзках белых лист. (А. Пушкин)
3. (Н..) что иное (н..) трогало его. (А. Пушкин)
4. Раньше Егорушка (н..) видел (н..) когда (н..) пароходов, (н..) локомотивов, (н..) широких рек. (А.Чехов) 5. (Н..) осин, (н..) берёз на острове нет.
5. Как (н..) старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались,— весна была весною даже и в городе (Л. Толстой).
6. Даже крикливых дроздов (н..) было
В связи с этим, переработка отходов, приобретает особую роль для каждого отдельного государства и планеты в целом. При этом, переработка отходов, наряду с тем, что имеет огромный экологический эффект, может быть выгодной и с экономической точки зрения. Так, по оценкам специалистов, порядка 60% отходов является потенциальным вторичным сырьем, которое может быть переработано и выгодно реализовано. а грязнение окружающей среды является актуальнейшей проблемой современности, т.к. антропогенная деятельность затрагивает все земные сферы: атмосферу, гидросферу и литосферу. При этом, человек, являясь главным виновником сложившейся экологической ситуации, становится и главной ее жертвой: по некоторым данным, от загрязнения водных ресурсов, атмосферного воздуха и почвенного покрова в мире гибнет порядка 40% людей.
Главные экологические проблемы современности, среди которых изменение климата, истощение озонового слоя, опустынивание, снижение биологического разнообразия, загрязнение вод Мирового океана не имеют государственных границ и должны решаться всем мировым сообществом.