Контрольная работа по теме « Морфемика. Словообразование» 6 класс 1.Словообразование-это раздел науки о языке, изучающий:
а )морфологические признаки слов; в) морфемный состав слова;
б образования слов; г) постановку знаков препинания
2. Соотнесите понятия и определения.
А) Корень Б) Суффикс В) Приставка Г) Основа Д) Окончание
1. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
2. Главная часть слова, в которой заключен смысл всех однокоренных слов.
3. Все слова без окончания.
4. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
5. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
3.В каком варианте ответа указаны ряды,в которых пропущены гласные в корнях с чередованием?
1) бл..стеть, г..ра, зат..рать,к..снуться 3)прил..гательное,Р..стов,з..ря,к..сательная
2)выж..гать,пост..лить,р..сток,з..рево 4) к..са,отр..сль,выч..тать,г..рец
А) 1,2 Б) 1,4 В) 2,3 Г) 3,4
4.Найдите ошибку в определении образования слова.
А) подосиновик-приставочно-суффиксальный
Б) пожелтеть-приставочный
В)листопад-сложение основ с соединительной гласной
Г) пришкольный-приставочно-суффиксальный
5.Как правильно сказать?
А) ДПС установил новые правила парковки автомашин.
Б)ДПС установила новые правила парковки автомашин.
В)ДПС установило новые правила парковки автомашин.
Г)ДПС установили новые правила парковки автомашин.
6. В каком ряду во всех словах пропущена буква И?
А)пр..готовить,пр..морский,пр..небречь
Б) пр..сутствовать,пр..вратить,пр..выкнуть
В)пр..ручить,пр..целиться,пр..глядеться
Г)пр..влечь,пр..рекаться,пр..тронуться
7.Строение какого слова соответствует схеме приставка+приставка+корень+суффикс+суффикс+нулевое окончание?
А) приукрасил Б) располагались В) заблестеть Г) избирали
8.В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
А)пр..огромный,пр..вокзальный, пр..помнить
Б)пр..пятствие,пр..одолеть,пр..творить мечту
В) пр..зирать,пр..гласить,пр..городный
Г)пр..быть на работу,пр..своить,пр..подаватель.
9.В каком случае неправильное объяснение орфограммы ведет к ошибке?
А)к..снуться- в корне кос- пишется о,так как дальше нет суффикса а
Б)заг..рать-в корне пишется гар-,т.к. дальше идет суффикс а
В)пред..юльский- после приставки на согласный пишется ы,если слово без приставки начинается с И
Г) р..сток-в корне пишем букву о,т.к. это слово исключение.
10.Найдите ошибку в написании сложного слова
А)баснописец Б) землятрясение В) птицелов Г) очевидец
11. Что такое словообразовательный разбор слова?
12. . Составьте и запишите слова, используя указанные части слова:
ПРИСТАВКА – изрыть
КОРЕНЬ - завозил
СУФФИКС - лётчик
ОКОНЧАНИЕ - звонок
Получилось слово:
ПРИСТАВКА - поляна
КОРЕНЬ - рассол
СУФФИКС - палёная
ОКОНЧАНИЕ - столовый
Получилось слово:
13.Буква И пишется в слове:
А) меж..нститутский Б)с..грать В) без..дейный Г) раз..скивать
14.Образуйте от глагола ПИСАТЬ 5 слов приставочным запиши их и выдели приставки.
15. Образуйте от слова РУКА 5 слов суффиксальным запиши их и выдели суффиксы
16. Придумайте и запишите 3 слова, соответствующие этой схеме: приставка+корень+суффикс+окончание.
17. От чего зависит выбор гласной в корнях –кас- / -кос-, -бир- / -бер-?
а) от суффикса; б) от ударения; в) от согласных после корня; г) от приставки.
18. Какого словообразования не существует:
а) суффиксального; б) приставочного; в) сложение основ; г) сложение корней.
19. Сделайте морфемный разбор данных слов:
Пароходик, собирала,наземный
20.Сделайте словообразовательный разбор данных слов:
Пешеход,переводчик,солнечный.
21. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
З..рница, г..реть, з..рево, переб..рать, расст..лить, отр..стить, пол..жить, пр..рода, пр..одолеть, пр..образовать, пр..ключение, Р..стов, прил..гательное, изб..рателей,
пар..ход,бур..лом,пут..шестие,прик..сновение,пр..винтить,пр..соединить.
22.Определите образования слова.
А)славный – бесславный
Б) двор – дворец
В) барабан – барабанщик
Г) дно – бездонный
Д) соберу – разберу
Е) пеший, ходить – пешеход
выполните хоть что то
1. скрипучий — скрип
2. роскошный — роскошь
3. достижения — достичь
4. облокотиться — локоть
5. примирить — мир
6. осмотреть — осмотр
7. укрощать — кротость
8. запевать — запев
9. оплатить — плата
10. пригодиться — пригодный
2. ухудшилось
3.взъерошенные
4. боюсь
5. театр
6. безграничный, бесшумный, рассмотреть, беззаветный, бессменный, исследовать, расцеловать, разбить, чересчур
7. я думаю, ложь
8. заря, засияла, восходящего, загорелись, листочки, растения, росточек, радуются золотому солнцу, малина, крыжовник, чёрная смородина