Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения», 8 класс
1.УКАЗАТЬ, В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ причастный оборот необходимо обособить?
А. Под ногами шуршат жёлтые листья покрывающие густым слоем дорожку.
Б. В зеркальных окнах башни пылало только что поднявшееся солнце.
В. На оттаявших от зимнего снега полянках пробиваются первые травинки.
2. В ЭТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ОБОСОБЛЯЮТСЯ ДВА НЕРАС ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СТОЯЩИХ ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА:
А. Испытавший многое на своем жизненном пути, этот человек настороженно относился к новому.
Б. Боцман, светловолосый бородатый костромич, насмешливо с меня о шторме.
В. Эти звуки, тихие и грустные, потрясли меня.
3. УКАЗАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИЛОЖЕНИЕМ
А. Я быстро подошел к человеку, темноволосому и смотрящему на меня.
Б. Хороший хозяин, он не сразу согласился на мое предложение.
В. Наша первоочередная задача – усиленная подготовка к итоговой аттестации.
4. УКАЗАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ.
А. Вдали виднелись сосны, высокие и стройные.
Б. Павел увидел на полке много книг, стоявших ровными рядами.
В. Закончив уборку в классе, ребята разошлись по домам.
5.НАЙТИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМ ДОПОЛНЕНИЕМ.
А. Всех гостей, кроме Ивана Петровича, позвали к столу.
Б. Бабочки, привлеченные ярким огнем, кружились вокруг лампы.
В. Далеко внизу раздался громкий выстрел, напугав всех на террасе.
6.НАЙТИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМ УТОЧНЕНИЕМ.
А. Как пахарь, битва отдыхает.
Б. Весной за деревней дети жгут костры, запекая затем в золе картошку.
В. В марте, к концу месяца, к нам прилетают скворцы.
7.Среди предложений 1 – 4 найти предложение с обособленным приложением. Написать его номер.
(1) А где-то, на другом континенте, катастрофические засухи ведут к голоду целые народы. (2) Добрая, ласковая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении людей, ее населяющих. (3) Что заставляет ее, прекрасную нашу планету, становиться такой злой и беспощадной? (4) Об этом давно задумывались люди, замечая, что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, возникающими в человеческом обществе: войнами, революциями, религиозными распрями, душевными потрясениями.
8.В предложении пронумерованы все запятые. Выписать цифры, обозначающие запятые, выделяющие обособленное обстоятельство
.
Подлетая,(1) отлетая,(2) прыгая рядом со своим птенчиком,(3) птичка довольно быстро добилась первых успехов: птенец начал нерешительно,(4) потихоньку скакать в траве,(5) поглядывая на свою мать,(6)беспокоившуюся за каждое его движение.
9.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На вокзале(1) где-то между скамеек(2) громко мяукал толстый(3) взъерошенный кот(4) и эти душераздирающие вопли(5) похожие на плач ребёнка(6) заставляли каждого входящего в зал ожидания(7) оглядываться(8) разыскивая источник крика.
А. 1,2,3,5,6 Б. 1,2,4,5,6,7 В. 1,4,5,6,7,8 Г. 1,2,4,5,6,8
10.СПИСАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВИВ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПОДЧЕРНУТЬ ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Байкал называют сибирским морем таинственным и загадочным. Мы выехав из Иркутска на ра(с,сс)вете прибл…жаемся к нему и зам…раем от восторга при виде его стекля(н,нн)ой голубой глади. Между скал за высоким перевалом открывается Байкал. Озеро окруж…нное горами ра(с,сс)тилается у наших ног. Многочисленные притоки Байкала наполняют озеро водой а выт…кает из него только одна река всем известная Ангара. Байкал можно считать восьмым чудом света по об…ёму пресной воды а так(же) по красоте и величию окружающего ландшафта. Животный мир населяющий озеро тоже уникален. Мы должны …беречь это природное достояние (не) допустив разгр…бления воды и лесов в изобилии окружающих Байкал.
11. Укажите предложения из заданий 1-9, включающие в себя:
А. Обособленное приложение перед определяемым словом.
Б. Предложение с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом.
В. Предложение с необособленным определением, выраженным причастным оборотом.
ЯРМАРКА¹
слоги: яр|мар|ка - 3 слога, 1-й ударный
перенос: яр-мар-ка
транскрипция: [й'армарка]
Я [й'] - согл., зв.непарн., мягк.непарн., сонорн.
[а] - гласн., ударн.
Р [р] - согл., зв.непарн., тв.парн., сонорн.
М [м] - согл., зв.непарн., тв.парн., сонорн.
А [а] - гласн., безударн.
Р [р] - согл., зв.непарн., тв.парн., сонорн.
К [к] - согл., глух.парн., тв.парн.
А [а] - гласн., безударн.
7 букв, 8 звуков
Буква "я" из 1-го слога обозначает звуки [й'а]
ЛЮЛЬКА¹
слоги: люль|ка - 2 слога, 1-й ударный
перенос: люль-ка
транскрипция: [л'ул'ка]
Л [л'] - согл., зв.непарн., мягк.парн., сонорн.
Ю [у] - гласн., ударн.
Л [л'] - согл., зв.непарн., мягк.парн., сонорн.
Ь [-]
К [к] - согл., глух.парн., тв.парн.
А [а] - гласн., безударн
6 букв, 5 звуков
Буква "ю" обозначает звук [у]
Буква "ь" не обозначает звука [-]
ЦИРК¹
слоги: цирк - 1 слог
перенос: цирк
трнскрипция: [цырк]
Ц [ц] - согл., глух.непарн., тв.непарн., шипящ.
И [ы] - гласн., ударн.
Р [р] - согл., зв.непарн., тв.парн., сонорн.
К [к] - согл., глух.парн., тв.парн.
4 буквы, 4 звука
Буква "и" обозначает звук [ы]
КАЛАЧ¹
слоги: ка|лач - 2 слога, 2-й ударный
перенос: ка-лач
транскрипция: [калач']
К [к] - согл., глух.парн., тв.парн.
А [а] - гласн., безударн.
Л [л] - согл., зв.непарн., тв.парн., сонорн.
А [а] - гласн., ударн.
Ч [ч'] - согл., глух.непарн., мягк.непарн., шипящ.
5 букв, 5 звуков
ЛИНИЯ¹
слоги: ли|ни|я - 3 слога, 1-й ударный
перенос: ли-ния
транскрипция: [л'ин'ий'а]
Л [л'] - согл., зв.непарн., мягк.парн., сонорн.
И [и] - гласн., ударн.
Н [н'] - согл., зв.непарн., мягк.парн., сонорн.
И [и] - гласн., безударн.
Я [й'] - согл., зв.непарн., мягк.непарн., сонорн.
[а] - гласн., безударн.
5 букв, 6 звуков
Буква "я" в 3-ем слоге обозначает звуки [й'а]
Объяснение:
Грамматические основы (выделены) и
схемы предложений
1. Здесь краски неярки(═) и звуки нерезки(═).
[— ═] и [— ═].
**ССП, общий второст. член
2. Все меньше(═) звуков в ночи, и все тише(═) они.
[ ═ ], и [═ —].
**ССП
3. И поля молчат(═), и село уснуло(═), и все кругом заглохло(═).
И [— ═], и [— ═], и [— ═].
**ССП
4. Издали слышался(═) шум ручья и чувствовалось(═) его неугомонное дыхание.
[═ —] и [═ —].
**ССП, общий второст. член
5. Луна светила(═) очень сильно, однако ее свет с трудом пробивал(═) туман.
[— ═], однако [— ═].
**ССП
6. Перед тобой смолкают(═) водопады и отступает(═) ледяная мгла.
[═ —] и [═ —].
**ССП, общий второст. член
7. Каждую ночь гремит(═) гром и сверкает(═) молния, льют(═) дожди.
[═ —] и [═ —], [═ —].
**Сложное с сочинительной и бессоюзной связью; общий второст. член
8. Когда наступил(═) вечер, солнце скрылось(═), и ночные тени быстро надвинулись(═) на город.
(Когда ═ —), [— ═], и [— ═].
**Сложное с подчинительной и сочинительной связью.
9.Перед ним цвели(═) и пестрели(═) луга и нивы золотые.
[═ и ═ — и —].
**Простое, осложнено двумя рядами однородных членов: однор. сказ. и однор. подлеж. – взять в кружки в схеме.
10. Мальчики сидели(═) за столом и, склонив головы и произнося шепотом слова, выполняли(═), по-видимому, какую-то работу, и я им не мешал(═).
[— ═ и, /до/ и /до/, ═ , |вв|, ], и [— ═].
**ССП; 1-е простое осложнено однородными обособленными обстоятельствами, выраженными деепр. об., а также вводным словом.