Контрольная работа по теме: «СПП с несколькими придаточными» Выпишите из текста СПП с несколькими придаточными. Укажите главное и придаточные, виды придаточных предложений, вид связи придаточных с главным. Составьте линейную и структурную схемы предложений.
ЗЕМЛЯ.
Родной землёй мы называем тот край, где родились и выросли, если даже он покрыт болотами и песками. Русской землёй издревле именуют мою большую Родину, хотя пашен на ней в десяток раз меньше, чем лесов. И планету свою люди числят Землёй, несмотря на то что две трети её поверхности залито водой. Наверное, всё это потому, что хлеб наш насущный даёт нам земля — тоненький почвенный слой, ничем не заменимый дар, накопленный природой за многие тысячелетия.
2. Перепишите, расставляя знаки препинания в СПП с несколькими придаточными с союзами и союзными словами, стоящими рядом. Каким видом подчинения связаны придаточные с главным?
1.Примечено стократ что кто за ремесло чужое браться любит тот завсегда других упрямей и вздорней. (Кр.) 2. Паром подвигался с такой медленностью что если бы не постепенная обрисовка его очертаний то можно было бы подумать что он стоит на одном месте. (Ч.) 3. Наконец Мересьев почувствовал что больше не может двигаться и что если теперь он сядет ему уже больше не подняться. (Пол.) 4. Он объяснил что если в тихую погоду туман подымается кверху непременно надо ждать затяжного дождя. (Арс.)
3. Перепишите данные предложения, вставляя между придаточными сочинительные союзы и опуская, где это возможно и нужно, подчинительные союзы или союзные слова. Расставьте запятые.
Образец. В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются, которые надолго определяют его поведение.— В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и надолго определяют его поведение.
1) Когда ремонт трамвайных путей был закончен когда дорогу залили асфальтом возобновилось движение транспорта. 2) В субботу я пошёл к своему товарищу которому было пятнадцать лет который тоже поступил в техникум. 3) Я задумался так что даже не заметил как село солнце как стало смеркаться. 4) Альпинисты подошли к лагерю где был назначен сбор всех отрядов откуда должно было начаться восхождение на Эльбрус.
4. Укажите вид подчинения придаточных предложений с главным:
а) последовательное подчинение
б) параллельное подчинение
в) однородное подчинение
г) комбинированное подчинение
1) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос родной. 2) Чтобы выстоять в войне с врагом, город вынес такие испытания, каких ещё ни разу не знал за много лет. 3) Хорошо, что есть друг на свете и у друга крепкая рука. 4) Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней. 5)Виктор попросился в забойщики, потому что он слышал, что это самая почётная профессия на шахте. 6)Когда мы пришли, отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц, которых он выудил без меня. 7)Если вам приходится нелегко, если печаль овладела вашим сердцем, отправляйтесь туда, где у реки стоит храм Покрова на Нерли.
1. (Не, ни) раба, (не, ни) повелителя дружбе (не, ни) надо.
2. (Не, ни) что, как труд, (не, ни) облагораживает человека.
3. Летите, голуби, летите, для вас (не, ни) где преграды нет, несите, голуби, несите, народам мира наш привет.
4. Как (не,ни) трудно, как (не, ни) худо, (не, ни) сдавай, вперёд гляди.
Задание №2:
Сравните сочетания частиц не и ни со словом раз и их значения. Придумайте и запишите по два предложения с каждым из этих сочетаний.
Не раз (=много раз) Ни разу (=никогда).
Бронзовая статуэтка стояла на столе. (О) - У сестры бронзовый загар (кач.- значит, светло-коричневый с желтым отливом)
У бабушки был сердечный приступ. (отн.) - Я передал другу сердечные привет (кач. до есть дружеский привет)
Мы наткнулись в лесу на лисью нору. (прит.) - Она наделена лисьей хитростью. (кач.)
Я вбил железный гвоздь в доску.(отн. сделанный из железа) - У нее железный характер. (кач. - значит сильный)
Во дворе у нас собачья конура. - Этот человек с собачье преданностью смотрел на окружающих. ( значит, очень верно, преданно).