Контрольная работа проводится в форме теста. Она состоит из 20 вопросов, которые включают в себя знание теории, истории литературы, биографии поэтов и писателей, а также сюжета изученных произведений. Тест оценивается по количеству набранных . 1. К жанру фольклора относится:
а) басня, б ) поэма, в) предание.
2. Героями преданий были:
а) Иван Грозный, б) Юрий Долгорукий, в) Петр Первый, г) крепостные, мастеровые, солдаты.
3. Из какого произведения эти строки:
«Опустят эти свечи в воду, потом вынут, у кого загорится, тот и царь»?
А) «Петр и плотник», б) «Сороки-ведьмы», в) Воцарение Ивана Грозного.
4. О каком жанре писал М.Горький: «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества»?
А) сказки, б) былины, в)оды.
5.Былина это:
а) произведение устной поэзии о богатырях и народных героях,
б)повествование, передающее представление людей о мире,
в) произведение об одном событии в жизни персонажа.
6. Дать определение былине.
7. Из какого произведения эти строки: « А у оратая кудри покачиваются, что не скачен ли жемчуг рассыпаются, у оратая глаза да ясна сокола, а брови у него да черна соболя»?
А) «Илья Муромец и соловей-разбойник», б) «Садко», в) «Вольга и Микула Селянинович»
8. К жанрам эпоса относится:
а) песни, б) былины, в) повести, в) .
9. Закончите пословицу «Красна птица пером, а человек…………………»
10. Древнерусская литература появилась:
а) в 8 веке, б) в 11 веке, в) в 10 веке.
11. Поучения – это:
а) нравственные заветы, б) лирические песни, в) торжественные стихотворения.
12. Из какого произведения эти строки: «Она же в ответ: - Отец мой и мать ушли плакать взаймы, брат же мой пошел через ноги смотреть смерти в глаза»?
А) «Повесть временных лет», б) Поучения В.Мономаха, в) «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
13. Как вы понимаете понятие «жить благочестиво и праведно»
14. Кто сказал, что «утверждение наук в отечестве – залог процветания своей родины»?
А) Державин, б) Ломоносов, в) Карамзин.
15.К какому жанру относится это понятие: «это жанр лирики, который представляет собой торжественное стихотворение, посвященное событию или главному герою»?
А) поэма, б) ода, в) басня.
16. Дать ответ на вопрос: «в чем заслуга Г.Р.Державина перед русской литературой?»
17.Небывалый всплеск творческих случился с А.С.Пушкиным
а) весной 1834 года, б) осенью 1830 года, в) зимой 1831 года.
18. История какого жанра древнерусской литературы легла в основу исторической А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»?
А) миф, б) сказка, в) летопись.
19. Под каким псевдонимом вышли пять повестей А.С.Пушкина, повествующих о жизни и быте «маленьких людей»?
20. Перечислите 5 повестей А.С.Пушкина, в центре которых провинциальная Россия.
ПОМАГИТЕ
1. Тема: значение книги в жизни человека.
Идея: жизнь человечества невозможна без книги.
2. Стиль - публицистический (актуальность темы, обращение широкой аудитории, присутствуют выразительные средства, эмоциональность, образность, призывность, общественно-политическая лексика).
Тип речи - рассуждение (размышления автора о книге. выдвигается тезис(книга - духовное завещание), приводятся аргументы, подтверждающие этот тезис (вся жизнь людей отражена в книгах, книги никуда не исчезают, книга - программа будущего), делается вывод (необходимо уважать книгу).
3. Ключевое слово — КНИГА.
Художественные приемы: метафоры (книга — духовное завещание, жизнь оседала в книге, книга росла, документ, по которому мы входим во владения настоящего; истин и усилий, облитых кровавым потом), антонимы (умирающего старца юноше, начинающему жить; часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место; исчезали — оставалась будущее), градация (племена, люди, государства; завещание,совет, приказ, документ, программа будущего).
4. Книга – завещание, совет, приказ, документ, программа будущего.
5. Градация (по возрастанию значимости автору показать великую роль книги в жизни общества.
6. Лексическим повтором.
7. Умирающий старец - юноша, начинающий жить; отправляющимся на отдых часовым – заступающим на его место; исчезали — оставалась будущее . Использование антонимов автору отметить, что книга важна как для пожилых, так и для совсем молодых, что роль книги велика во все времена, что все проходит, а книга остается навсегда.
8. Микротемы данного текста.
1) Книга — это завещание будущим поколениям.
2)Вся жизнь человеческая отражена в книгах.
3)Книга сопровождает человека всю жизнь.
4)Книга — наш путеводитель в и программа будущего.
5) Будем уважать книгу.
настоящее, будущее.
10. Передаваемый
11. Поколение, приказ, племена, государства, человечество, учения, документ, истина, программа.
Подобная лексика используется автором не случайно, так как тема рассуждения относится к жизни общества.
12- 4
13 - 1
14 - Итак – и так
15 - 1, 4
16 - 5, определенно-личное
17. ...учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца, найденных страданиями и облитых кровавым потом.
Подобные слова используются здесь для выражения отношения автора к книге, для доказательства ее исключительной значимости для человечества.
18 - 1, 4
19 - 4
20 - 4
21 - его (место), последовательно, вместе, итак.
1. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы.
2. - Не смейся, не смейся, батьку! - сказал наконец старший из них.3.-Ах ты, сякой-такой сын! Как, батька?.. - сказал Тарас Бульба,
4. Как же хочешь ты со мною биться? Разве на кулаки?
5. - Да уж на чем бы то ни было.
6. Ну, здорово, сынку! почеломкаемся!
7. Вот так колоти всякого, как меня тузил; никому не спускай!
8. -Не слушай, сынку, матери: она-баба, она ничего не знает.
9. Дай же боже, чтоб вы на войне всегда были удачливы!
10. Как, бишь, того звали, что латинские вирши писал?