Контрольная работа вариант 1
А1. Укажите вариант неправильной постановки ударения:
1)звОнит 2) алфавИт в) договОр 4) шофЁр
А2. В каком слове конечная О не является окончанием?
1)Молоко 2) купечество 3) поднималось 4) затемно
А3. Найдите лишнее:
1)Мыши(н, нн)ый 2) маши(н, нн)ый 3) кури(н, нн)ый 4) лебеди(н, нн)ый
А4. Укажите верное толкование фразеологизма «капля в море»:
1)Много 2) мало 3) рано 4) близко
А5. Найдите лишнее:
1)(не)чаянный 2) (не)наглядный 3) (не)ряшливый 4) (не)злой
А6. Какое слово является синонимом к слову «изречь»?
1)Увидеть 2) подумать 3) сказать 4) решить
А7. Проанализируйте корни с точки зрения орфографии и найдите лишнее:
1)виртуоз 2) конфликт 3) нагревать 4) ситуация
А8. Какое слово не относится к мужскому роду?
1)Тюль 2) шимпанзе 3) мадам 4) шампунь
А9. В каком случае во всех словах пишется Е?
а) В течени.. дня мы н..как н.. могли дозвониться до друзей.
б) В продолжени.. книги о событиях рассказано н… интересно.
в) В отличи.. от остальных он н..чего н.. боялся.
г) Вследстви.. обильных осадков мы решили в поход н.. ходить.
А10. В каком ряду все слова пишутся слитно?
а) он то (же при) том хорош; что (бы) успеть на поезд;
б) во что (бы) (то) (ни) стало; был ни (при) чём; (и) так всегда;
в) некрасив, (за) то умён; знал (же); если (бы) пришёл;
г) всё (же) пришёл; не смог (бы); (в) следствии по делу;
А11. Укажите вариант, в котором цифрами отмечены все места в предложении, где нужно поставить запятую.
Старик (1) видевший всё (2) своими глазами (3) не мог говорить без слез.
1)1, 2, 3 2) 1, 2 3) 1, 3 4) 2, 3
А12. Укажите вариант, в котором есть ошибка в использовании однородных членов предложения.
1)Вчера я добрался до Симферополя и обнаружил там своих знакомых.
2)Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с известными артистами.
3)Пушкин описывает Пугачевское восстание и критически отзывается о нем.
4)Марина Цветаева безмерно уважала Анну Ахматову и восхищалась ее творчеством.
Прочитайте текст и выполните задания В.
(1)Хорош осиновый лес в осенние ясные дни. (2)В красный и желтый цвета окрашена листва. (3) Цветным ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. (4) Там и тут видны под ними красноватые шляпки подосиновиков. (5) Кое-где цветут запоздалые цветы.
В1. Укажите номер предложения, в котором отражена основная мысль текста.
В2. Назовите средство(а) выразительности, использованное(ые) автором в
предложении №3.
В3. Выпишите из текста все местоимения.
В4. Выпишите слово, написание приставки в котором зависит от последующей согласной.
В5. Выпишите из предложения №3 все словосочетания
Контрольная работа вариант 2
А1. Укажите вариант неправильной постановки ударения:
1)КрасИвее 2) катАлог 3) свЁкла 4) повторИшь
А2. В каком слове конечное О не является окончанием?
1)Кольцо 2) студенчество 3) начисто 4) оказалось
А3. Найдите лишнее:
1) Тума(н, нн)ый 2) кожа(н, нн)ый 3) карма(н, нн)ый 4) фонта(н, нн)ый
А4. Укажите верное толкование фразеологизма «в двух шагах»:
1)Быстро 2) близко 3) далеко 4) много
А5. Найдите лишнее:
1)(не)настный 2) (не)уклюжий 3) (не)избежный 4) (не)вежливый
А6. Какое слово является синонимом к слову «прискорбно»?
1)Тихо 2) грустно 3) мягко 4) медленно
А7. Проанализируйте корни с точки зрения орфографии и найдите лишнее:
1)Эпидемия 2) осмелеть 3) сатира 4) элемент
А8. Какое слово не относится к мужскому роду?
1) мадемуазель 2) картофель 3) кенгуру 4) лебедь
А9. В каком случае во всех словах пишется Е?
а) В следстви.. были допущены н… серьёзные ошибки.
б) В отличи.. от остальных он н..когда н… собирался поступать в институт.
в) В вид.. этом было что – то н…объяснимое.
г) В продолжени.. недели они н..как н… могли встретиться.
А10. В каком ряду все слова пишутся слитно?
а) (по) этому поводу; (от) того места; (за) то дерево;
б) (по) этому пришли; (от) того огорчился; встали поздно, (за) то выспались;
в) ошибка (в) следствии; (в) отличие от всех; (в) заключение сказанного;
г) (в) следствие ссоры; (из) за нетерпения; согласование (в) роде;
А11. Укажите вариант, в котором цифрами отмечены все места в предложении, где нужно поставить запятую.
Один за другим к костру (1) медленно (2) угасающему в ночи (3) подходили кони.
1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 1, 3 4) 2, 3
А12. Укажите вариант, в котором есть ошибка в использовании однородных членов.
1)Тютчев тонко чувствовал красоту природы и писал о ней.
2)Средства языка и выражают самые сложные чувства.
3)Художники любуются природой и одухотворяют ее.
4)Старшеклассники участвовали в этих соревнованиях и выиграли их.
Прочитайте текст и выполните задания В.
1)Был чудесный зимний день. (2)Солнце светило ярко, снег блестел. (3)Прозрачным хрусталём сверкали сосульки, отливая всеми цветами радуги. (4)Небо над городом сияло чистейшей голубизной.
Доказать, что устаревшие слова являются живыми свидетелями истории. Задачи: Раскрыть понятия «лексика» и «лексикология»;Показать подвижность и изменчивость словарного состава русского языка;Изучить устаревшую лексику и виды устаревших слов;Ознакомиться с устаревшими словами Оренбургской области;Изучить литературу по теме. Лексика Лексика – вся совокупность слов языка, его словарный состав. Раздел языкознания, изучающий лексику, называется Историческая (формирование словарного состава в его развитии) Описательная (значение слов, объем и структура словарного запаса, ) Лексическое значение слова – это его содержание, т.е. между звуковым и предметом или явлением действительности. Слова Однозначные (имеют одно лексическое значение)Прямое (прямо указывает на предмет )Примеры: Седая голова, вершина горы, потерять шляпу. Многозначные (имеют два или более лексических значений)Переносное (переносит прямое значение)Примеры: Седая зима, вершина славы, потерять покой. Лексика Общеупотребительные слова (диалективизмы, профессионализмы). Группы слов по употреблению и происхождению По происхождению слова делятся на исключительно русские (т.е. такие которые возникли в русском языке) и заимствованные (т.е. такие которые взяты из других языков, например, мотель, джем, бульдозер). Устаревшая лексика Словарный запас Активный Пассивный Виды устаревших слов:Историзмы (боярин, дьяк, купец, опричник)Архаизмы (брадобрей-парикмахер, сей-тот, гостьба-торговля) Неологизмы Новые слова, появившиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений, качеств, называются неологизмами (от греч. Neos –новый + logos-понятие)Примеры: Советский, коллективизация, колхоз, комсомолец, целинник и др.Строчки В. Маяковского – Прозаседавшиеся. Материалы для толкования устаревших слов Материалы из отечественных словарей XVIII-XX вв., из картотеки института языкознания Академии наук СССР и Российской грамматики (бириха, холтыга, легостай). Материалы, извлеченные из памятников русской письменности XVII-XVIII столетий (хвих, артовиль). Устаревшие слова Оренбургской области: Много твердых; говор отрывист; «ы» вместо «а» (туды, сюды, оттуды);«а» вместо «ы» (добрай, сарой)«я» вместо «е» (мяшок, бяда, цвяток, мядку);«е» вместо «я» (светой, време);«и» вместо «е» (пиро, сило, тисать);«г», «д» произносятся твердо, почти как «к», «т».Иногда слышно: пропали с головам, гвоздев, пнев, окнов, мы лягим, могим, видешь, датчи, взятчи, иметчи. В школьном краеведческом музее В музее собрано более 400 экспонатов, которые использованы при составлении 10 экспозиций: «Животный мир», «Полезные ископаемые», «Гражданская война», «Коммуна «Утёс», «1941-1945”, “Трудовые династии», «История села», «История школы», «Нумизматика», «Ветераны Великой Отечественной войны». В экспозициях «Животный мир» и «Полезные ископаемые» рассказывается о природе Кваркенского района и села Бриент, имеются археологические находки. Экспозиции отдела истории знакомят с историей основания села Бриент, предметами быта и культуры. История советского общества начинается рассказом о событиях гражданской войны: сражении, состоявшемся 24 апреля 1918 г. у с. Бриент красноармейского отряда под командованием В.Блюхера с контрреволюционным казачеством атамана Дутова. Экспозиция «Коммуна «Утёс» знакомит с первыми формами создания коллективных хозяйств в начале ХХ века. Вывод: Таким образом, устаревание слов- процесс, где разные слова находятся на разных его стадиях. Те из них, которые еще не вышли из активного употребления, но употребляются реже, чем раньше называются устаревшими.Изменения словарного состава русского языка непосредственно связано с развитием жизни общества, т. е. историей народа, о чем мы можем узнать, изучая устаревшие слова