Контрольная работа X 4 по теме Синтаксис. Пунктуация. Стилистика»
Вариант 1
1. Отметьте предложения с обратным порядком слов.
а) Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.
б) Может, вместо зимы на полях/ Это лебеди сели на лут.
B) В лунном кружеве украдкой Ловит призраки долина
г) и холодный туман на полях/ Целый день неподвижно белеет.
2. Укансите предложение, в котором не использована побудительно-волевая информация
а) Я дал слово и должен сдержать.
б) Как и всегда весна размягчала сердца, будила мечты.
В) Дежурного генерала скорее!
г) Скорее сюда, пожар!
3. Отметьте предложение с прямым порядком слов.
а) Рассмеялся он смехом глубоким и тёплым.
б) Кибитка летела по гладкому зимнему пути.
в) Пусть сильнее грянет буря!
г)) По результатам анкеты выяснялись характеры
4. Отметьте предложение, в котором скрыт подтекст:
а) Вдруг кто-то постучал в дверь.
б) Она была бела как стена.
в) Такой уже умный, что дальше некуда!
5.Перестройте предложения так, чтобы выделенные слова выражали наиболее важное в
сообщении, и запишите. Подчеркните грамматические основы в записанных предложениях
1. Днем к Семенову приходили отдыхающие.
2. Желающие купили билеты на концерт.
3.Провожающие вышли из вагона.
6. Составьте и запишите предложения так, чтобы выделенные слова выражали наиболее важное в
сообщении.
7.Прочитайте предложения А, Б, В, Ги выполните задания
Правильно выполнять, отправить посылку, рано встать, важное сообщение, с восторгом говорить.
(А) В мае все пробуждается к жизни. И каждая былинка, и каждая травинка.
(Б) С обновлением природы в мае что-то, естественно, обновляется в самих людях.
(В) Природа примеряет свои первые летние наряды, не жалея красок.
(Г) Становится радостно на душе, и люди улыбаются весне каждый по-своему.
Задание 1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1) ВАГБ;
2) АВБГ;
3) БВГА;
4) ГБВА.
Задание 2. Определите тему и основную мысль полученного текста
Задание 3. Определите стиль и тип речи.
1) Публицистический стиль, описание.
2) Публицистический стиль, повествование.
3) Художественный стиль, рассуждение.
4) Художественный стиль, повествование.
8. Укажите, в каком тексте предложения связаны с параллельной связи. Объясните, почему
вы так считаете.
а) Тихо светит по всему миру: то месяц показался из-за горы. Будто дамасскою дорогою и белою, как снег,
кисеею покрыл он гористый берег Днепра, и тень ушла еще далее в чашу сосен.
б) В городе Глухове собрался народ около старца бандуриста и уже с час слушал, как слепец играл на
бандуре. Еще таких чудных песен и так хорошо не пел ни один бандурист.
9. Составьте диалог, используя эмоционально-побудительную информацию, подтекст. Обозначьте
данные средства.
В наше время люди пытаются все больше и больше изучать иностранные языки. И это отлично. Но не нужно забывать и о родной речи.
С древних времен наши предки пытались сохранить свою речь и донести до потомков,так были придуманы книги. Ведь незря говорилось , что русский язык- могучий язык. Мы должны любить и уважать свой народ. Ведь наш язык нашего народа один из богатейших в мире. Русские писатели, мастера слова восхищались русским языком, отмечали его достоинства, особенности своеобразия.Известный писатель Паустовский обращаясь к современникам, то есть к нам с вами, напоминает: "Нам дан во владение самый богатый, волшебный, меткий, могучий , самый богатый русский язык".И мы обязаны это всегда помнить. Наш язык достоин, чтобы его уважали! Так же и наша речь, ведь речь складывается из языка.