Контрольная работа за полугодие 8 класс Прочитайте текст.
Язык интересует людей.
1.Для большинства людей язык, на котором они говорят, представляет собой не только необходимый для практической жизни инструмент, но также и объект живого бескорыстного интереса.
2.Люди самых разных жизненных занятий и уровней образования время от времени задаются вопросами, связанными с языком.
3.Чаще всего это вопросы о том, чтo правильнее из тех или иных встречающихся в речи вариантов, например: прОдал или продАл? экспЕрт или Эксперт? везде, где бы он ни был или везде, где бы он не был?
4. В этих случаях ответы могут иметь и некоторую значимость для практической жизни.
5. Но часто возникают и вопросы, так сказать, бескорыстные, порожденные чистой любознательностью.
6. Например: что в точности значит слово аляповатый?
7. Откуда оно произошло?
8. Когда оно появилось?
9. Или: есть ли какая-то связь между словами мятый и мята? или суд и судно? или калий и кальций? или укусить и покуситься? И т. п.
(По А.Зализняку)
Выполните задания по тексту.
1.Укажите принадлежность слова интерес из первого предложения:
1.нейтральное;
2.разговорное;
3.книжное.
2.Укажите принадлежность слова встречающихся из второго предложения:
1.нейтральное;
2.разговорное;
3.книжное.
3.В каком предложении содержится метафора? Запишите номер правильного ответа.
1)1; 2)2; 3)3; 4)4.
4.Укажите заимствованное слово:
1.продавец;
2.эксперт;
3.бескорыстный;
4.значимость.
5.Выпишите из предложений 5-9 слово, правописание приставки которого зависит от первой согласной корня.
6. Укажите слово, в котором гласная пропущена НЕ в корне с чередованием:
1.з_рница;
2.оз_ровать;
3.оз_рённый;
4.з_ря.
7.Выпишите из предложений 2-4 слово, правописание суффикса которого зависит от совершенного/несовершенного вида исходного глагола.
8.Выпишите из предложения 5 слово, образованное суффиксальным
9.Укажите разряд прилагательных необходимый, бескорыстного из предложения 1:
1.качественные;
2.притяжательные;
3.относительные.
10.Укажите форму наречия чаще всего из предложения 3:
1.простая сравнительная степень;
2.составная сравнительная степень;
3.составная превосходная степень.
11. К какой части речи принадлежат слова котором (1 предложение), какая-то (предложение 9). ответ запишите словом.
12.В каком из предложений содержится причастный оборот? Запишите номер правильного ответа.
1)1; 2)2; 3)3; 4)4.
13. Из предложения №1 текста выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями сложного предложения:
Для большинства людей язык (1), на котором они говорят (2), представляет собой не только необходимый для практической жизни инструмент (3), но также и объект живого бескорыстного интереса.
14.К какой из языковых ветвей принадлежит современный русский язык?
1.к западнославянской:
2.к южнославянской
3. к восточнославянской
15. Напишите небольшое сочинение (5-6 предложений), дав связный ответ на вопрос «Почему нужно правильно ставить ударения в словах?» В качестве примеров используйте слова «зАмок» - «замОк», «Ирис» - «ирИс», «мУка» - «мукА» и примеры, подобранные самостоятельно. Соблюдайте структуру сочинения.
Я считаю, что мы не правильно поступаем по отношению к природе. Мы забираем у нее все, что нам нужно, а взамен ничего не даем. В наши дни очень много охотников – браконьеров, которые часто остаются безнаказанными. Деревья, животные, птицы, рыба – все это ежедневно уничтожается в огромном количестве. Но тогда природа тоже начинает истреблять людей: цунами, землетрясения, извержения вулканов, смерчи и торнадо – это ее борьбы с человечеством. Мы должны беречь и охранять природу, в первую очередь для самих себя. И она также начнет нам.
Многие писатели обращались к теме единства человека и природы, и все они пытались призвать людей оберегать окружающий нас мир. Так, Виктор Астафьев в своем произведении «Царь – рыба» рассказывает о рыбаке Утробине, который поймал на крючок огромную рыбу, и та потянула его за собой в воду. Автор пишет: «Реки царь и всей природы царь – на одной ловушке». Чтобы избежать гибели, Утробину приходиться рассказывать о своем самом страшном грехе, который лежал камнем на душе всю жизнь. После этого раскаяния рыба перестает тянуть рыбака на дно, вырывается из сетей и уплывает. А человек признает главенство природы и начинает переосмысливать свою жизнь. Этот рассказ говорит людям, что закабаление природы не даст положительных результатов, и, в конце концов, она все равно одержит верх в этой борьбе.
Например:
“Как обойтись бы без числа наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.
Что такое – имя числительное и зачем оно нужно?
Люди постоянно что-нибудь считают: дома, книги, страницы, дни, годы, месяцы, деньги и т. д. Количество сосчитанных предметов – число – обозначают особым словом – числительным.
Если бы их не было, то не придумали бы математику (не было бы её вовсе) , а там, глядишь, и физики, и химии, и географии бы не стало. Вот жизнь была бы у школьников!
Или возьмем время. Зачем его нужно отсчитывать? Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса? !
Нет, на свою голову придумали обозначить всё: время, деньги и многое другое. Мы шутим, т. к. уверены. Что вы так не думаете. В языке всё важно, всё нужно, всё интересно.
Каждое числительное обозначает свое число (один, два, восемь, сто двадцать три и т. д.) , а также порядок предметов при счете (первый, второй, двадцатый и т. д. )
На письме слова-числа часто заменяют цифрами. Цифры гораздо удобнее, чем слова: они занимают меньше места, их быстрее можно прочесть и понять. Люди любой национальности, говорящие на разных языках, без перевода понимают значения цифр. Но как бы ни удобны были цифры, в устной речи люди пользуются только словами.
Кстати, а какая разница между числом и цифрой? Такая же, как между звуком и буквой? Не совсем. “Число, – читаем мы в толковом словаре С. Ожегова, – понятие количества, величина, при которой производится счёт”. “Цифра – знак, обозначающий число”.
Числительные совмещают признаки существительного и прилагательного.
Как и другие имена, числительные склоняются (изменяются по падежам) .
Чисел в русском языке бесконечное множество. А вот “счетных слов” не так уж и много. Как же в таком случае нам удается обозначить каждое число словами? Оказывается, это возможно потому, что от одного числительного образуется множество других.
Вот, например, числительное шестнадцать. Оно образовано от числительного шесть. От этого же слова образовались сложные числительные шестьдесят и шестьсот. А из простых и сложных числительных можно образовать сколько угодно составных: шесть миллионов шестьсот шестьдесят шесть тысяч шестьсот шестнадцать.
Так что считай себе да считай, числительных для любых чисел хватит”.
Подобная беседа вызывает у школьников живой интерес к цифрам, к изучению слов, обозначающих количество. После беседы учащимся можно предложить привести примеры “радостных”, “грустных” цифр, связанных со школьной жизнью, и в соответствии с темой урока (“Общее понятие о числительном”) определить группу названных числительных по значению (количественные и порядковые) .
Интерес учащихся к статистике, цифре нужно поддерживать на протяжении всего изучения числительных, тогда грамматические сведения, которые нужно усвоить для правильного употребления числительных, будут восприниматься школьниками как необходимое звено в овладении жизненно важным навыком. Этого можно достигнуть специальным подбором текстов, а также особыми заданиями, требующими понимания усвоения навыка правильного употребления числительных, сочетаемости их с другими частями речи. Чтение таких текстов учащимся повысить речевую культуру и грамотность в широком смысле этого слова.