Контрольные измерительные материалы для промежуточной аттестации
по родной (русской) литературе
Внимательно прочитайте рассказ В.А. Жилкина «Яблоки», выполните задания.
Яблоки
Но детство - всегда детство. Детству свойственна радость. Ребенку дарят радость, или он сам ее находит, придумывает, или радость сама находит ребенка. И в нашем военном детстве были, конечно, свои радости, маленькие и большие. Рассказом об одной такой радости я и закончу мою маленькую повесть...
В первый год после возвращения с Украины мы сильно бедствовали нищенствовали. Ходили с бабушкой по окрестным деревням, ближним и дальним городам и милостыню. Много мы исходили. Много памятного осталось в сердце. Но одно запечатлелось особенно, запомнилось навсегда. После нескольких неудачных наших походов надумала бабушка идти милостыню в соседнюю Брянскую область. Там в одном из сел жила ее давняя хорошая подруга.
Вышли рано утром. И к обеду пришли в то село. Встретила нас бабушкина подруга радушно. Накормила супом. Это была большая радость - поесть настоящего супа, о котором я что-то слышал, но вкуса не знал... Однако самая большая радость была впереди. После обеда меня и внучку бабушкиной подруги отправили во двор, играть в саду. Сад был большой. И много было в саду яблонь. Казалось, что все небо было заполнено яблоками. Поражала красота этих яблок, были они как волшебные, с разными оттенками румянца на боках. Девочка была моих годков, какая-то необыкновенно чистенькая, легкая, воздушная. От нее исходило какое-то тепло и доброта. Это было так ново после наших с бабушкой многомесячных унизительных скитаний в поисках куска хлеба.
...Не помню, что мы делали в этом райском саду, во что мы играли. Только очень хорошо помню чувство счастья. И хотелось, чтобы оно не кончалось... А когда мы уходили из этого гостеприимного дома, девочка набрала нам в котомку яблок, этих самых, райских яблок. Я нес эту котомку с яблоками как самую большую драгоценность и тайну.
Дома я сложил яблоки в большой ящик из-под патронов. По несколько раз в день открывал волшебный ящик и любовался яблоками. И все видел перед собой эту девочку. Я так и не съел ни одного яблока, даже подумать не мог, что такие яблоки можно есть.
Выполните задания.
1.Определите тип речи и стиль текста, напишите.
2.Какова тема и основная мысль текста, напишите.
3. Составьте и напишите план текста по микротемам.
4. Подумайте и напишите во по содержанию данного рассказа.
5. Найдите в тексте 2 эпитета, 2 сравнения, напишите.
1. Определите тип речи и стиль текста, напишите.
В тексте преобладает повествование, поэтому можно сказать, что это художественная речь. Стиль текста можно охарактеризовать как народно-бытовой, так как в рассказе автор описывает события из своего детства с использованием простого и понятного языка.
2. Какова тема и основная мысль текста, напишите.
Темой текста является детство и радость, которую оно приносит. Основная мысль заключается в том, что даже в самых трудных временах радость всегда может найти дорогу к ребенку.
3. Составьте и напишите план текста по микротемам.
Микротемы можно выделить следующие:
- Возвращение из Украины и бедствие (в первый год после возвращения с Украины мы сильно бедствовали нищенствовали. Ходили с бабушкой по окрестным деревням, ближним и дальним городам и милостыню).
- Отправка бабушкой в соседнюю область (бабушка идет милостыню в соседнюю Брянскую область. Встречают в селе).
- Поедание супа и игра в саду (радость от еды настоящего супа и игра в саду с девочкой).
- Уход и подарок в виде яблок (уход из гостеприимного дома и подарок яблок от девочки).
- Сохранение яблок и воспоминания (сложение яблок в большой ящик и мысли об одной девочке).
4. Подумайте и напишите во по содержанию данного рассказа.
Содержание рассказа "Яблоки" - это история о переживаниях главного героя во время детского возраста, связанных с нищетой и бедствием. При этом, несмотря на трудности, в жизни ребенка место находит радость. Ключевыми событиями являются походы с бабушкой за милостыней, встреча с бабушкиной подругой, поедание супа, игра в саду и подарок яблок от девочки. Дар яблок становится символом радости и новых надежд в трудные времена.
5. Найдите в тексте 2 эпитета, 2 сравнения, напишите.
Эпитеты:
- "разными оттенками румянца на боках" (описание яблок)
- "девочка была моих годков, какая-то необыкновенно чистенькая, легкая, воздушная" (описание внешности девочки)
Сравнения:
- "яблоки, как волшебные" (сравнение яблок с волшебными предметами)
- "были они как волшебные, с разными оттенками румянца на боках" (сравнение яблок сразными оттенками румянца на боках).
Надеюсь, я смог помочь. Если у тебя остались еще вопросы или нужна помощь с другим заданием, не стесняйся обращаться!