Контрольный тест 1. Укажите слова паронимы
A. Жёсткий - жестокий
B. Метель - пурга
C. Горячий - холодный
D. Скучный - тоскливый
2. Укажите образования слова лесник
A. Сложение
B. Суффиксальный
C. Приставочно - суффиксальный
D. Приставочный
3. Укажите правильный ответ: называется:
A. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех слов
B. Часть слова без окончания
C. Значимая часть слова, которая находиться перед корнем и служит для образования новых слов
D. Значимая часть слова, которая находиться после кория и служит для образования новых слов
4. Укажите словосочетание с омонимами:
A. Русская печь - железная печь
B. Мечты о мире - мечтать о мире
C. Скрипичный ключ - железный ключ
5. Укажите многозначное слово
D. Боцман
A. Флаг В. Кольцо
C. Муха
6. согласный звук, который не имеет парного глухого
D. Г
A. Д
C. 3
7. Укажите синонимы к слову надежный
A. Верный, умный
B. Преданный, верный
C. Терпеливый, дружественный
D. Талантливый, замечательный
8. Укажите словосочетание с переносным значением слова
A. кольцо
B. Золотая осень
C. Золотой ключ
D. Золотая цепочка
9. Укажите предложение, в котором есть антонимы:
A. Пел он всю песню задорно и весело
B. Постель у бабушки была мягкая и пышная
C. Мягко стелет, да жестко спать
D. Беседа с молодым человеком была живая и увлекательная 10. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. называется
D. приставкой А. корнем
B. Суффиксом
C. Оканчанием 11. Буква обозначает два звука в слове
A. Мёд B. Песня C.
D. Друзей 12. Укажите форму слова мебель
A. Мебельный B. Мебельщик С. Мебелью D. Мебельного
D. Синтаксис 13. Какой раздел языка изучают звуки?
C. Лексика
A. Морфология
B. Фонетика 14. Лексика - это
A. Раздел науки о языке, в котором изучается его словарный состав
B. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи
C. Раздел науки о языке, в котором изучаются части речи
D. Раздел науки с языке, в котором изучаются состав (строение) слова 15. Какое слово соответствует схеме: приставка, корень, суффикс, окончание
A. Подорожник B. Приморский
C. Специалисты
D. Школьникам
И огромная печь, и лавки вдоль стен, и посуда, туески да короба - ВСЁ было разрисовано цветами, рыбами, птицами (Н. Соротокина).
Обобщающее слово может быть выражено словом или словосочетанием.
Пример:
Все эти ЛЮДИ: матросы разных наций, рыбаки, кочегары, веселые юнги, портовые воры, машинисты, рабочие, лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты — все они были молоды, здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы (А. Куприн).
Нередко обобщающие слова выражены местоимениями или местоименными наречиями.
Пример:
Ни в поле, ни в лесу - НИГДЕ не мог он обрести покоя.
Знаки препинания при обобщающих словах
Двоеточие ставится:
1) после обобщающего слова перед рядом однородных членов.
Пример:
Утром ВСЁ хрустело вокруг: подмерзшие дороги, листья на крыльце, черные стебли крапивы, торчавшие из-под снега (К. Паустовский);
2) при отсутствии предшествующего обобщающего слова (словосочетания), если необходимо предупредить читателя о последующем перечислении.
Пример:
Здесь росли: клен и дикая груша, ель и береза, осина и ольха... (В. Обручев)
Двоеточие не ставится перед однородными членами, выраженными именами собственными, географическими наименованиями, названиями литературных произведений и т. д., если им предшествует общее для них приложение или определяемое слово, не выступающее в роли обобщающего слова (при чтении в таких случаях отсутствует характерная для обобщающих слов предупреждающая пауза).
Пример:
Туристы побывали в городах Новгороде, Пскове, Санкт-Петербурге.
Тире ставится:
1) если обобщающее слово находится после однородных членов.
Пример:
Петр Первый, шотландские инженеры, наши крепостные талантливые мастера, карронский литья, водяные машины, нравы — ВСЁ это давало хороший материал для книги (К. Паустовский);
2) если основной упор делается не на перечисление, а на обобщающее слово, при котором перечисление является дополнительным уточнением (при этом отсутствует предупреждающая пауза).
Пример:
ВСЁ ОКРУЖАЮЩЕЕ — заборы, дома, деревья — в каком-то странном тумане колеблется, точно от ветра (М. Горький).
Если после обобщающего слова стоят слова как-то, а именно, то есть, например, то перед ними ставится запятая, а после них — двоеточие.
Пример:
Ему /Чичикову/ подавались разные обычные в трактирах блюда, как-то: щи с слоеным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец соленый... (Н. Гоголь)
Если после перечисления перед обобщающим словом стоит вводное слово или словосочетание словом, одним словом, короче говоря и др., то перед ним ставится тире, а после него — запятая.
Пример:
Впрочем, губернаторский дом был так освещен, хоть бы и для бала; коляска с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали — словом, ВСЁ как нужно. (Н. Гоголь)
Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложения, то после обобщающего слова перед ними ставится двоеточие, а после них - тире.
Пример:
И ВСЁ вокруг: и жнивья, и дорога, и воздух — сияло от низкого вечернего солнца (И. Бунин).
Если обобщающее слово употреблено дважды (перед и после однородных членов), то сохраняется та же пунктуация (двоеточие после обобщающего слова и тире после однородных членов):
Пример:
Всё ИМУЩЕСТВО: ружья, продовольствие, походное снаряжение, запасная одежда - все, что находилось в лодке, погибло (В. Арсеньев).