Контрольный тест по теме «Лексика и фразеология. Культура речи» Вариант 1 1. Какие из понятий не рассматриваются в разделе «Лексика и фразеология»? 1) лексическое значение слова; 2) грамматическое значение слова; 3) словарный состав языка; 4) состав слова. 2. Найдите лексическое значение слова «невежда»: 1) невоспитанный, невежливый человек; 2) незнающий, неграмотный человек. 3. Найти слова с безударной гласной А: 1) дружеская к..мпания; 2) посевная к..мпания; 3) избирательная к..мпания 4) к..мпания приятелей 4. В каком словаре можно найти лексическое значение слова? 1) орфографическом; 2) толковом; 3) морфемном (словаре строения слова); 4) этимологическом. 5. Найти верные суждения: 1) Синонимы – многозначные слова; 2) Антонимы – одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению слова; 3) Вторичное значение слова, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу, называется переносным; 4) Разные значения многозначного слова даются в одной словарной статье. 6. Найти общеупотребительные слова: 1) шествовать; 2) дрыхнуть; 3)идти; 4) спать; 5) почивать. 7. Найти слова из разговорно-бытовой лексики: 1) окно; 2) ловкий; 3) прыткий; 4) окошко. 8. К каким словам в толковом словаре есть помета высок.? 1) озарение; 2) вылечить; 3) исцелить; 4) солнце; 5) светило. 9. Найти диалектные слова: 1) тутошний 2) шибко 3) очень 4) дом 5) кочет. 10. Найти среди слов профессионализмы: 1) вокал; 2) музыка; 3) инструмент; 4) стамеска. 11. Найти заимствованные слова: 1) массаж; 2) каучук; 3) рассвет; 4) абажур. 12. Найти слова французского происхождения: 1) футбол; 2) гравюра; 3) территория; 4) акварель; 5) брошюра. 13. Найти пары, в которых верно подобраны русские синонимы к иноязычным словам: 1) афоризм – предложение; 2) аллегория – иносказание; 3) эрудиция – начитанность; 4) реформа – обсуждение. 14. Найти неверное суждение: 1) Профессиональными называются слова, вышедшие из активного повседневного употребления. 2) Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов. 3) Диалектными называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности. 4) Неологизмы – новые слова, возникшие в языке. 15. Найти неологизмы: 1) менеджер; 2) олимпиада; 3) гимнастика; 4) театр; 5) сайт. 16. Найти устаревшие слова: 1) алтын; 2) лицей; 3) неряха; 4) уста; 5) колодец. 17. Найти предложения с фразеологическими оборотами: 1) Он набрал в рот воды и прополоскал горло. 2) Безобразничал, а как отвечать – воды в рот набрал. 3) Нас с другом водой не разольешь. 4) Трудно заполнить узкий сосуд, не разлив воды. 18. Найти неверные значения фразеологизма: 1) засучив рукава – усердно, энергично 3) белая ворона – плохой человек 2) китайская грамота – что-то неясное, непонятное 4) среди бела дня – открыто, явно. 19. Найти неправильный разбор предложения: 1) Я беру свои слова назад. 2) Я беру свои слова назад. 3) Я беру свои слова назад. 20. Найти предложения с речевыми ошибками: 1) Моя автобиография очень короткая. 2) Знание родного языка играет большое значение в жизни. 3) Поставь свою подпись под документом. 4) Сегодня у меня был очень удачливый день. Контрольный тест по теме «Лексика и фразеология. Культура речи»
1) Мороз постукивает
2) Мороз-корень, н-суффикс, ые-окончание; час-корень; ов-суффикс, ой-окончание; звёзд-корень ы-окончание . Основы : морозн, часов, звезд.
В темном ( в каком ? ) высоком ( в каком ? ) - п.п., ср.р.небе зажглись яркие звёзды. Тихо в зимнем( в каком ?) - п.п., м.р. лесу.Вот по гладкому ( по какому ? ) снегу ( д.п., м.р. ) бежит хорёк за мышкой.. В ночной ( в какой ? п.п., ж. р . ) темноте он хорошо видит. Как идёт в зимнем ( в каком ? п.п., м.р. ) лесу скрытая от людей жизнь.
Валя Котик. Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. Однажды он заслонил своего боевого товарища от немецкой пули, а сам был ранен. За это Валя получил медаль за отвагу. Валя Котик погиб как герой во время боя.
Боря Цариков. Боря родился в городе Гомель. Когда началась война, на глазах у Борьки убили деда. Ушел Боря в партизанский отряд, решил мстить немцам. Много немцев положили партизаны, 70 танков, 1 состав с нефтью. Борька, как самый юркий, был для партизан незаменимым А ещё Борька раненых во время боя – на лодке перевозил их через реку Днепр. Погиб Борька в 1943 году.
Мне нравятся рассказы про мальчишек и девчонок, которые совершали подвиги на войне. Они не думали о смерти, а верили в победу. Какие они были смелые! Многим этим ребятами поставлены памятники, а люди помнят их подвиги.
Я хотел бы быть похожим на мальчишек и девчонок того времени и думаю, что я тоже совершить подвиг. Прости как смогла написала