1. Мы долго кружили по заливу, наполненному птицами, и, разумеется, заблудились. (мы кружили и заблудились) 2. Скоро, однако, в пролете лесной дороги глянула просторная водная гладь. (глянула гладь) 3. С одной стороны безмолвствовали горы, с другой стороны шумело близкое море. (безмолвствовали горы, шумело море) 4. Лермонтов обладал, конечно, громадным талантом. (Лермонтов обладал) 5. Со словом обидным нельзя торопиться. (нельзя торопиться) 6. Словом, успех его - совершенная для меня загадка. (успех - загадка) 7. Небо, опрокинутое над степью, кажется глубоким и прозрачным. (небо кажется) 8. Кажется, поет в саду соловей (поет соловей)
Художник использовал традиционный приём репрезентативного портрета — окружение персонажа предметами и атрибутами раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века, сложившейся под влиянием сентиментализма. Это слияние художник выражает через композиционно-ритмические и колористические соотношения. Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа — стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной — изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. Этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений. Так, русский поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки:
« Она давно и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье — тень любви, и мысли — тень печали, Но красоту её Боровиковский Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
2. Скоро, однако, в пролете лесной дороги глянула просторная водная гладь. (глянула гладь)
3. С одной стороны безмолвствовали горы, с другой стороны шумело близкое море. (безмолвствовали горы, шумело море)
4. Лермонтов обладал, конечно, громадным талантом. (Лермонтов обладал)
5. Со словом обидным нельзя торопиться. (нельзя торопиться)
6. Словом, успех его - совершенная для меня загадка. (успех - загадка)
7. Небо, опрокинутое над степью, кажется глубоким и прозрачным. (небо кажется)
8. Кажется, поет в саду соловей (поет соловей)
«
Она давно и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.