5.1. Прочитайте текст и выполните письменно задания.
Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей, а живой. Он наполнен теплом, приветлив и светел. Комнаты его всегда пронизаны запахами хорошего дерева и свежей земли. Когда в рощах зацветают сосны, душистая пыльца облаком стоит над домом. Но вот приходит время, и в усадьбе зацветают липы. Тогда дом пропитывается запахами воска и мёда. Липы стоят рядом с домом, и в дуплах их живут дикие пчёлы. В доме много хорошего псковского льняного белья — скатертей, полотенец, занавесей. У льна свой аромат — прохладный, крепкий. Когда льняные вещи в доме стареют, их заменяют свежими, вновь вытканными сельскими ткачихами на старинных станах. Вещи из льна обладают удивительным свойством — там, где они, всегда пахнет свежестью. Учёные говорят, что лён сберегает здоровье человека. Тот, кто спит на грубой льняной простыне, носит на теле льняную рубашку, утирается льняным полотенцем, — почти никогда не хворает простудой. Пушкинские крестьяне, как и все псковичи, издревле любили выращивать лён, и он славился по всей России и за её пределами. Двести лет тому назад в Пскове была даже английская торговая контора, которая скупала лён и льняные изделия и отправляла их в Англию. От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой, хотя в иной день через музей проходят тысячи людей. (По С. Гейченко.)
5.2. Найдите в тексте слова, использованные в переносном значении. Приведите примеры их использования в прямом значении.
живой музей - живой кузнечик
он (музей) наполнен теплом - кувшин наполнен водой
музей приветлив - дедушка приветлив
приходит время - приходит гость
прохладный аромат - прохладный вечер
крепкий аромат - крепкий орешек
вещи стареют - люди стареют
5.3. Найдите в 3 абзаце слово со старославянским корнем (корнем с неполногласием) и выпишите его.
Соответствие между грамматическими ошибками и предложениями
А) неправильное построение предложения с косвенной речью:
7) И.С. Тургенев писал, что «ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами:
1) Студенты-дипломники Московского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.
(корректно: как... , так и ...)
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым:
9) Большинство книг были привезены в библиотеку в среду.
(корректно: было привезено)
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом:
6) Регистрация была проведена сразу по прибытию участников симпозиума в аэропорт. (корректно: по прибытии)
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом:
2) Создавая пейзажные зарисовки, художниками запечатлевается красота России.
5.1. Прочитайте текст и выполните письменно задания.
Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей, а живой. Он наполнен теплом, приветлив и светел. Комнаты его всегда пронизаны запахами хорошего дерева и свежей земли. Когда в рощах зацветают сосны, душистая пыльца облаком стоит над домом. Но вот приходит время, и в усадьбе зацветают липы. Тогда дом пропитывается запахами воска и мёда. Липы стоят рядом с домом, и в дуплах их живут дикие пчёлы. В доме много хорошего псковского льняного белья — скатертей, полотенец, занавесей. У льна свой аромат — прохладный, крепкий. Когда льняные вещи в доме стареют, их заменяют свежими, вновь вытканными сельскими ткачихами на старинных станах. Вещи из льна обладают удивительным свойством — там, где они, всегда пахнет свежестью. Учёные говорят, что лён сберегает здоровье человека. Тот, кто спит на грубой льняной простыне, носит на теле льняную рубашку, утирается льняным полотенцем, — почти никогда не хворает простудой. Пушкинские крестьяне, как и все псковичи, издревле любили выращивать лён, и он славился по всей России и за её пределами. Двести лет тому назад в Пскове была даже английская торговая контора, которая скупала лён и льняные изделия и отправляла их в Англию. От льна, цветов, яблок в пушкинских комнатах всегда пахнет солнцем, чистотой, хотя в иной день через музей проходят тысячи людей. (По С. Гейченко.)
5.2. Найдите в тексте слова, использованные в переносном значении. Приведите примеры их использования в прямом значении.
живой музей - живой кузнечик
он (музей) наполнен теплом - кувшин наполнен водой
музей приветлив - дедушка приветлив
приходит время - приходит гость
прохладный аромат - прохладный вечер
крепкий аромат - крепкий орешек
вещи стареют - люди стареют
5.3. Найдите в 3 абзаце слово со старославянским корнем (корнем с неполногласием) и выпишите его.
прохладный (старославянское сочетание ЛА в корне) - холодный (современное сочетание ОЛО)
Соответствие между грамматическими ошибками и предложениями
А) неправильное построение предложения с косвенной речью:
7) И.С. Тургенев писал, что «ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами:
1) Студенты-дипломники Московского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.
(корректно: как... , так и ...)
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым:
9) Большинство книг были привезены в библиотеку в среду.
(корректно: было привезено)
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом:
6) Регистрация была проведена сразу по прибытию участников симпозиума в аэропорт. (корректно: по прибытии)
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом:
2) Создавая пейзажные зарисовки, художниками запечатлевается красота России.
__
ответ: А – 7, Б – 1, В – 9, Г – 6, Д – 2