КТО КАК МОЖЕТ зд. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки:
Верь в свой наро(т/д) создавший м(о/а)гучий ру(с/сс)кий язык верь в его творческие силы.
2зд. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки:
Язык инструмент (не)обходимо х(о/а)рошо знать его х(о/а)рошо им владеть.
3зд. Выберите верные утверждения:
выделяют пять основных языковых стилей: литературный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорный
текст - это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически
основная мысль – то главное, что хотел сказать автор этим текстом
тема текста – это то, о ком или о чем говорится в тексте
4зд. Сопоставьте:
Образец: 1А, 2Б и др.
Стили
Основные жанры
1) Художественный
А) публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка
2) Публицистический
Б) приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, за жалоба, рекомендация, отчет, обзор; собрание, совещание, переговоры, интервью
3) Официально-деловой
В) рассказ, сказка, стихотворение, комедия, драма, роман, басня и другие
4) Научный
Г) учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, аннотация, резюме, рецензия
5 зд. Определите тип текста:
Яблоки не только чрезвычайно вкусны, но и очень полезны. Народная мудрость гласит: «Одно яблоко в день освободит вас от необходимости визита к врачу». О полезных свойствах яблок можно писать целые книги. Мы назовем только некоторые из них. Во-первых, яблоки полезны для мозга, потому что фосфор, содержащийся в яблоках, стимулирует мозговую деятельность и укрепляют нервную систему. Во-вторых, яблоки нормализации пищеварения и полезны при недостатке витаминов. Яблоки омолаживанию организма и замедлению процессов старения. Лучше употреблять яблоки свежими и не срезать кожуру, так как именно в ней содержится большое количество пектина и волокон. Ценность яблок, помимо всего прочего, состоит в том, что они доступны нам круглый год. Ешьте яблоки и не болейте!
6зд. В каких предложениях допущена речевая ошибка?
В поэме автор запечатлел свои впечатления.
Ребята тихо примолкли и стали слушать рассказ космонавта.
Я люблю свой город.
Население области опрашивали в рамках социального о зд. Прочитайте предложение и выполните задание:
Она окинула его холодным взглядом и вышла из светёлки.
- Выпишите устаревшее слово. Слово запишите с маленькой буквы, в именительном падеже. Точку в конце не ставьте.
8зд. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с НЕ раздельно:
(не)укради, (не)съедобный гриб
(не)погасло; (не)красивый, а ужасный
это (не)волк, (не)настье
(не)ряха, (не)правда, а ложь
9зд. Укажите, в каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением:
с...рень, разг...реться, ар...мат
б…жать, з...мой, отд...ление
в...кзал, прик...сновение, сл...боватый
разж...гать, под...конник, изм...нения
10зд.Прочитайте текст и выполните задание:
Весеннее утро. Ночь ещё не совсем ушла. Солнце только-только зажигает свои лучи, а дед Михась уже выгнал стадо в поле.
- Выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В корнях с чередованием е-и пишется буква и, если после корня стоит суффикс –а».
11зд. Укажите верную характеристику предложения:
Когда припекло солнышко, на пригорках появились бледные стебельки подснежников рас предложение
сложносочиненное предложение предложение с однородными членами и обобщающим словом
сложноподчинённое предложение
12зд. Спишите, вставьте пропущенные буквы:
1) Не б…ри золото, прин...май благодарность.
2) Из капель соб…рается озеро.
3) Д...бившись успеха, нос не зад…рай.
13зд. Укажите предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым:
В Карпатах много редких растений.
Алупка, Ялта, Гурзуф являются наиболее известными курортами.
Гора Говерла это чудесная достопримечательность Карпат.
Равнина чудесное пастбище для овец, коров и других животных.
14зд. Укажите, в каких предложениях во всех словах на месте пропусков пишется НН:
Электрические лампочки, подвеше...ые на углах штаба, освещали сухой и гладко вымоще...ый квадрат двора.
Дно в запруде чистое, песча...ое, вода течет спокойно, а берег гладкий, отлогий, усыпа...ый сухим желтым песком.
Из окон низеньких белых домов кое-где струился тума...ыми прямыми полосами свет и дли...ыми косяками ложился на желто-бурую блестящую землю.
Поодаль, около Чёрной башни, к яблоне привяза...а запряжё...ая в пролетку серая в пятнах ло
15зд. Укажите причастие, в суффиксе которого пропущена буква Я:
бре...щийся человек
дремл...щий щенок
вер...щий в справедливость
беле...щий парус
Даже в полотнах, посвященных нашей страны, явно проглядывает современность. Работая над триптихом «Поле Куликово», Ракша думал о том, что среди героев его картин могли находиться его друзья, если бы сражение происходило в наше время. Поэтому один из героев картины – это Василий Шукшин, а в окружении Дмитрия Донского есть и герой с лицом автора произведения.
На картине «Проводы ополчения» запечатлен момент, когда родные: жены, матери, дети – провожают воинов на битву. Воины изображены на заднем плане картины. Они как будто покрыты туманом. А центральное место на полотне занимают именно провожающие. Это женщины, дети и старики. Общая беда объединила и простолюдинов, и знать.
Вот стоит беременная женщина, обнимая за плечо мальчика. Ее одежда, украшения на голове говорят о ее высоком происхождении. А рядом с ней сидит простая крестьянка. В горе она забыла покрыть свои волосы. Так и опустилась на землю простоволосая. Лицо ее выражает страдание: вернется ли ее муж-кормилец. Рядом с ней на корточках примостилась ее дочь. За ними стоит чья-то мать. Не первый раз уже, наверно, она провожает на битву своих близких. Она не плачет, не стенает. Ее лицо просто застыло от горя и переживаний. Юная девушка рядом с ней молится, просит бога защитить в бою любимых ею людей. А старец кричит свой последний наказ уходящим воинам. Еще одна женщина без слез, без крика прижала к своей груди маленького сына. Быть может, и его когда-нибудь благословит мать на ратный подвиг во имя Отечества.
Провожающие полны горя и страшных дум – а вернутся ли живыми те, кто уходит сегодня защищать родную землю. Но ни взглядом, ни одним движением не пытаются они удержать мужей, отцов, любимых. Ведь воины идут защищать родной дом, родную землю от врагов. А им остается лишь благословить на битву и ждать их победного возвращения домой.