Культура предстает как важнейшее средство регуляции духовной жизни общества. Только в культуре (и через культуру) человек реализовать то, что в нем заложено потенциально, и то, что подсказано ему его фантазией. Культура не существует вне человека. Человек постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором живет. Любой человек, взрослея, прежде всего овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Осваивая накопленный ранее опыт, человек может внести свой вклад в культурный слой. В процессе культурного диалога люди не просто общаются, но обогащают друг друга своим духовным опытом, своей духовностью. Культура межчеловеческих взаимоотношений предполагает доброжелательное отношение к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей. Межкультурный диалог оказывает огромное воздействие на формирование, развитие юной личности: здесь и расширение кругозора, и рост умения уважать и понимать другую культуру, ценить свою, видеть ее через призму другой и оценивать тот вклад, который внесла своя культура в сокровищницу мировой культуры и искусства. Правильно организованный межкультурный диалог молодежи составить представление о другой культуре с точки зрения ее реалий, традиций. Задание. 1.Озаглавьте текст лекции. 2. Для кого предназначена лекция? 3. Какие понятия раскрывает лекция? 4.Выпишите предложение о значении межкультурного диалога.
Объяснение:
Начиная с неогена, на равнинах России существовали широтные зоны, почти аналогичные современным, отсутствовали в связи с более теплым климатом арктические пустыни и тундры. К четвертичному периоду произошло некоторое изменение зон. Это было вызвано активными неотектоническими движениями, похолоданием климата и образованием ледников. Природные зоны сместились к югу, стали формироваться арктические пустыни и тундры, в горах – альпийский тундровый и нивальный пояса. За весь четвертичный период границы зон смещались несколько раз. Современные природные зоны главным образом с запада на восток. В зонах, как и в любом ПТК, взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. В каждой зоне протекают свои процессы обмена вещества и энергии, формирование типов климата, рельефа, вод, растительности и животных, а также почв. Определяющими являются процессы, обусловленные соотношением тепла и влаги. На территории России выделяют до 10 природных зон. Самую большую площадь занимают лесные зоны, к северу и к югу от них расположены лесотундры и лесостепь, далее – безлесные зоны. На севере безлесье обусловлено недостатком тепла, а к югу – сухостью климата. При движении с запада на восток увеличивается континентальность климата, соответственно меняются и другие компоненты, что ведет к изменению облика природных зон. В связи с этим на территории России можно выделить 5 долготных секторов: западно-европейский (с широким рас лесных зон), восточно-европейский (с сокращением по широте лесных зон и переходом к лесостепи и степи), западно-сибирский (с набором зон от арктических пустынь до полупустынь на юге), восточно-сибирский (наиболее континентальный сектор – от арктических пустынь до степных островов на юге), дальневосточный (от тундр до хвойно-широколиственных лесов).
Высотная поясность
Высотная поясность гор довольно многообразна. Она тесно связана с широтными зонами. С высотой меняется климат и все другие компоненты. Большую роль в изменении климата с высотой играет фактор экспозиции склонов: так, северные склоны менее освещены солнцем, поэтому они более холодные, а южные склоны более прогреты солнцем – соответственно они теплее.
Наветренные склоны гор получают больше осадков, чем подветренные, еще меньше увлажнение в замкнутых горных котловинах. Кроме того, как известно, с высотой на каждый километр вверх температура понижается примерно на 6 градусов. С высотой происходит и некоторое увеличение количества осадков. С подъемом вверх падает атмосферное давление, а солнечная инсоляция растет. Таким образом, в горах формируются высотные пояса (вертикальная высотная зональность). Формирование типов высотной поясности горных систем определяют следующие факторы: географическое положение горной системы, абсолютная высота горной системы, рельеф горных систем (орографический рисунок, степень расчлененности), климат, экспозиции склонов.
Природные зоны
Арктические пустыни (полярные пустыни) охватывают острова в Северном Ледовитом океане и крайний север Сибири (побережье). Главным элементом ландшафта являются снега и ледники. Круглый год господствуют арктические воздушные массы. Радиационный баланс менее 10 ккал/см2. Зимой долгая полярная ночь. Средние температуры июля +1 + 5оС, а января – от -20оС на западе до -40оС на востоке зоны. Относительная влажность воздуха очень велика – в среднем 85%. Осадков выпадает от 400 мм на западе до 150 мм на востоке, все осадки выпадают в твердом виде, что развитию оледенения на западных островах. Почвообразовательный процесс протекает в маломощном деятельном слое и большую часть года подавляется отрицательными температурами. Почвы преобладают арктические пустынные (полярно-пустынные). На приморских участках полярно-пустынные солончаковые почвы. Арктические почвы маломощны, бедны гумусом (менее 1,5%), генетические горизонты развиты очень слабо. В зоне арктических пустынь нет болот, мало озер, на поверхности почвы могут образовываться солевые пятна. В связи с коротким и холодным летом сезон вегетации длится менее 1 месяца. Запасы биомассы ничтожно малы – 15-20 ц/га. Растительный покров крайне разрежен, низкоросл и беден видовым составом. Доминируют лишайники, мхи, водоросли. Растения тяготеют к местам, защищенным от ветра. Преобладают накипные лишайники, гипновые мхи, к югу появляются сфагновые мхи. Из высших растений представлены камнеломка, полярный мак, крупка, ледяной лютик, арктическая щучка, мятлик и др. Злаки образуют подушкообразные формы. Фауна тоже бедна видами. Обитает белый медведь, песец, на островах тюлени и моржи, лемминг, полярная сова, летом появляется много морских птиц: чайки, крачки, глупыши, гаги, люрики, кайры, тупики и др. На островах в Баренцевом и Чукотском морях они устраивают птичьи базары.
Разносятся - раз(приставка), нос(корень), ят(окончание), ся(возвратный суффикс)
Распевает - рас(приставка), пев(корень), а(глаг. суффикс), ет(окончание).
Журчали - журч(корень), а(глаг. суффикс), л(суффикс), и(окончание).
Стоят - сто(корень), ят(окончание)
Играют - игр(корень), а(глаг. суффикс), ют(окончание).
Заговорите - за(приставка), говор(корень), ите(окончание).
Основа - все, кроме окончания, при этом суффикс "ся" выделяется отдельно как часть основы.
Сажает - несов. вид, 3 лицо, ед. число, 1 спр.
Пролетите - сов. вид, 2 лицо, мн. число, 2 спр.
Осматриваешься - несов. вид, 2 лицо, ед число, 1 спр.
Присели - сов. вид, мн. число, 1 спр.
Я(местоимение, подлежащее) сяду(глагол, сказуемое), на пенек(сущ. с предлогом, обстоятельство), у ключа(сущ. с предлогом, обстоятельство), достану(глагол, сказуемое), кружку(сущ., дополн.)
и(союз), кусок(сущ., дополн), мягкого(прилагательное, определение), свежего(прил., определение), хлеба(сущ., дополн.)
Характеристика предложения: повеств., невоскл., прост., двусоставн., распространенное, осложнено однор. сказуем., дополн., опред.
Схема: [--- ===, ===]