Л второстепенными чле- нами.
1. Ученики регулярно читают (что?) ... . 2. Многие стра-
ны мира ведут торговлю (с кем?) ... . 3. Мы с родителями
посетили (кого?) ... . 4. Я купил в магазине (что?)
5. Бабушка приехала (к кому?) ... . 6. Ученик понял условие
(чего?) 7. Физкультура и спорт укрепляют (что?) ...
8. Игроки были уверены (в чём?) ... . 9. Тренер был удо-
стоен (чего?) ... . 10. Пятнадцать делится (на что?) ...
75
Внимательно прочтите предложение 2-3 раза. Вдумайтесь в смысл каждого слова – это не путать в дальнейшем роль слов в предложении.
Сначала определите грамматические основы. Выделите подлежащее и сказуемое. Сказуемое подчёркивается двумя чертами, а подлежащее – одной.
Подумайте, какое предложение перед вами: простое или сложное. Иногда подлежащее только одно, сказуемых два, а предложение является сложным. Не забывайте о том, что существуют односоставные и неполные предложения.
Обозначьте границы предложений вертикальными чёрточками.
Определите все второстепенные члены предложения, подчеркните их, соблюдая общие условные обозначения:
определение – волнистая линия;
дополнение – пунктир;
обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.
Выделите в сложном предложении предикативные части. Для этого вам понадобится определить тип связи в предложения, от него будет зависеть обозначение:
равноправные части сложносочинённого предложения заключаются в квадратные скобки;
в сложноподчинённом предложении главная часть обозначается квадратными скобками, а придаточная – круглыми.
Обратите внимание на союзы: в сложносочинённом предложении союз нужно оставить за границами, отделяющими простые предложения друг от друга. В сложноподчинённо предложении союз входит в придаточную часть. Иногда союзы бывают двойными, одна их часть остаётся в главном предложении.
Найдите в главном предложении слово, от которого можно задать вопрос к придаточному. Иногда вопрос задаётся от всего предложения в целом. Таким образом, различается присловная связь и предложенческая. Если связь присловная, поставьте крупную точку над главным предложением, проведите от неё стрелку к придаточному. Над стрелкой запишите вопрос, на который отвечает придаточное предложение. Когда связь предложенческая, стрелка проводится без точки.
Теперь вы можете приступать к перенесению схемы. В неё не нужно переписывать само предложение. В классической схеме указывают только грамматические основы, границы предложений, осложняющие элементы, связь предложений, обозначают стрелку с вопросом, на который отвечает придаточное предложение, вписывают союзы и союзные слова. Однако не забывайте о конкретных требованиях преподавателя. Иногда для практических занятий нужно обозначить в схеме все члены предложения.
Если перед вами предложение усложненной структуры, ваша схема будет выстроена не в одну линию, а объёмно. Определите тип подчинения, в зависимости от него стройте схему.
Последовательное подчинение: сначала обозначьте главное предложение, от него проведите стрелку вниз, а на следующей строке графически обозначьте придаточное предложение, нарисовав круглые скобки. От придаточного предложения проведите вниз стрелку к следующему придаточному, далее соблюдайте последовательность.
Однородное подчинение – придаточные предложения зависят от главного и отвечают на один вопрос. Обозначьте главное предложение, от него проведите стрелки вниз. На второй строке разместите обозначения всех придаточных предложений. Напишите один общий вопрос.
Параллельное подчинение – придаточные предложения отвечают на разные вопросы, зависят от главного. Обозначьте квадратными скобками главное предложение, проведите от него стрелки к придаточным вниз, около каждой стрелки напишите вопрос, на который отвечает придаточное предложение.
При комбинированном подчинении сочетаются разные типы связи. Схема также будет комбинированной: последовательно подчиняющиеся предложения размещайте друг над другом, а параллельно или однородно связанные – на одной строке.
Отмечайте цифрами уровни членения. Например, когда подчинение последовательное, первое придаточное предложение находится на первом уровне, а второе – на втором. Один уровень – одна строка, но главное предложение при числовом обозначении не учитывается: это именно уровни членения, а не количество предложений.
Нарисовав схему предложения, обязательно перечитайте текст ещё раз. Особое внимание уделите границам предложений, осложняющим элементам и типам связи. После полной проверки приступайте к оформлению схемы предложения в чистовике. Воспользовавшись алгоритмом и вдумавшись в смысл предложения, значение всех его членов, можно без ошибок составить его схему.
2 Была, та очаровательная пора, когда лес роняет свой убор багряный.
3 Так, как к рассвету стало холодать, Варя крепко заперла балконную дверь.
4 Я надел перчатки, чтобы не обжечь руки и снял кастрюлю с керосинки.
5 Если исчезнет воображение ,человек перестанет быть человеком.
6 Письмо, что, ты, мне написала меня ничуть не испугало.
7 Ветки деревьев так переплелись наверху, что даже в солнечный день под ними было темно.
8 Где путь прямой, не езди по кривой.
9 Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию.
10 Хотя на севере суровый климат, там произрастает много редких растений.