Лазеры- -примеры запоздалого открытия. Теория лазерного излучения была разработана в начале ХХ века. Психологическая и практическая потребность в лазерах назрела давно. Оптика в 30-х годах ХХ века была развита практически до современного уровня, экспериментальная техника была достаточной, чтобы сделать первые лазеры, особой промышленности не требовалось. Все: и промышленность и наука было готовы к тому, чтобы лазеры появились на свет накануне второй мировой войны. Но этого не произошло. Наверное, война и работы по атомной энергии отвлекли внимание наиболее сильных ученых от этой проблемы. Примером великого преждевременного открытия, безусловно, служит открытие атомной энергии. Незадолго до открытия возможности использования атомной энергии необыкновенно прогрессивный ученый академик Абрам Иоффе утверждал, что о практическом использовании атомной энергии речь может идти только через сто лет. И общество, и наука были совершенно не готовы к освоению возможностей атомной энергии. Теории атомного ядра не существовало. Технологическая промышленность была также совершенно не готова к решению проблемы. Да и потребности в атомной энергии общество еще не испытывало. Но атомная энергия все-таки родилась, можно сказать, что вторая мировая война вызвала преждевременные роды: атомная энергия появилась на свет на несколько десятилетий раньше, чем ей полагалось. Самое важное, это открытие революционизировало все другие области знаний. И именно потому, что атомная энергия оказала такое влияние на все направления науки, так сравнительно легко в дальнейшем удалось добиться успехов в освоении и лазерной техники, и в космических исследованиях, и во многом другом.
Так, в баснях «Квартет», «Лебедь, Рак и Щука» И. А. Крылов высмеивает глупость, неумение делать свое дело, отсутствие знаний, согласия, без которых не может быть хорошего результата в общем деле.
К чему это приводит, хорошо показано в басне «Квартет». Звери в лесу затеяли сыграть квартет. Взялись за инструменты, «ударили в смычки, дерут, а толку нет». Причину плохой игры «музыканты» начинают искать в том, что они неправильно расселись. Они попробовали поменяться местами, но все без толку. Ведь дело не в том, кто где сидит, а в том, чтобы уметь играть. Профессионал-соловей говорит горе-музыкантам правду: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».
Но не менее важно иметь в общем деле согласие.
В басне «Лебедь, Рак и Щука» И. А. Крылов показывает, к какому печальному результату приводит отсутствие «согласия в товарищах». Воз, который собрались везти Лебедь, Рак и Щука, не сдвинулся с места из-за того, что каждый тянул в свою сторону.
В маленьких смешных историях баснописец нам показал, что для успешного решения любого дела мало общего желания собравшихся. Необходимы при этом мастерство и единомыслие.