Легенда о Коркыте В далекие времена в бескрайних казахских степях жил философ-мудрец Коркыт-ата. Он познал многие тайны природы, научился языку птиц и овладел волшебством музыки. Когда Коркыт-ата играл на своем кобызе, то зачарованно умолкали все звери и птицы. Великий мудрец мечтал о бессмертии. Но где бы старец ни появлялся, куда ни попадал – он всюду встречал человека, копавшего землю.
- Чем ты занимаешься? – спрашивал старец.
- Готовлю могилу для Коркыт-ата, - ответ был всегда один.
Старец уходил дальше, но его вновь встречал землекоп. И тогда мудрый Коркыт-ата дошел до Сырдарьи, бросил в ее воды волшебную кошму. Захватив свой кобыз, он сел на белую кошму. Священная река под печальные звуки медленно понесла старца в сторону моря.
Весь отдавшись спокойствию, Коркыт-ата не заметил, как на кошму заползла змея. Это была самая ядовитая змея в этих краях. Звуки волшебной музыки заставили ее заползти на кошму, плывущую посередине реки. Старец не замечал ее. Коркыт-ата левой рукой держал кобыз, а в правой – смычок. Кончик конского волоса, натянутого на смычок, больно кольнул змею. Она молнией вонзила зубы в старика…
Где же похоронен Коркыт-ата?
Старики-казахи уверены, что могила находится на берегу Сырдарьи. А на высоком холме близ реки стоит памятник старцу, вернее – памятники его музыке, его кобызу.
Четыре кобыза обращаются лицом на четыре стороны света. Они ловят малейшие дуновения ветерка. Воздух, вливаясь в узкую щель, связывающую воедино все четыре кобыза, рождает волшебные звуки, далеко слышимые.
3. Найдите в тексте и выпишите примеры использования средств выразительности по следующему образцу.
Образец:
1) Эпитет: .
2) Метафора: .
3) Олицетворение: .
4) Сравнение: .
Деепричастия и деепричастные обороты (выделены)
1) Я сел на ноздреватую, источенную временем плиту, выходившую краем на поверхность, и, /любуясь туманным очертанием гор/, просидел более часа.
2) Когда Бухов, /отработав под водой/, /сняв напряжение/, отдыхал,
/сидя на кромке баркаса/, лицо его от усталости становилось добрым, застенчивым и даже милым.
3) Он закинул за спину винтовку и, /не оборачиваясь/, пошел к выходу.
4) Павел постоял в коридоре, /приглядываясь/, не встретит ли знакомое лицо, и, /не найдя никого/, вошел в комнату секретаря.
5) Яков Артамонов шел не торопясь*, /сунув руки в карманы/,
/держа под мышкой палку/.
(не торопясь – здесь в значении наречия, не выделяется запятыми)
6) Жили Артамоновы /ни с кем не знакомясь/.
(запятая не нужна, т.к. оборот тесно связан со сказуемым по смыслу: важно, что жили без знакомств)
__
**Деепричастия и деепричастные обороты подчеркнуть _._._
Границы оборотов указать /_._._/
Деепричастия и деепричастные обороты (выделены)
1) Я сел на ноздреватую, источенную временем плиту, выходившую краем на поверхность, и, /любуясь туманным очертанием гор/, просидел более часа.
2) Когда Бухов, /отработав под водой/, /сняв напряжение/, отдыхал,
/сидя на кромке баркаса/, лицо его от усталости становилось добрым, застенчивым и даже милым.
3) Он закинул за спину винтовку и, /не оборачиваясь/, пошел к выходу.
4) Павел постоял в коридоре, /приглядываясь/, не встретит ли знакомое лицо, и, /не найдя никого/, вошел в комнату секретаря.
5) Яков Артамонов шел не торопясь*, /сунув руки в карманы/,
/держа под мышкой палку/.
(не торопясь – здесь в значении наречия, не выделяется запятыми)
6) Жили Артамоновы /ни с кем не знакомясь/.
(запятая не нужна, т.к. оборот тесно связан со сказуемым по смыслу: важно, что жили без знакомств)
__
**Деепричастия и деепричастные обороты подчеркнуть _._._
Границы оборотов указать /_._._/