ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ (самостоятельная работа – ) 1. (1б.) Вместо точек употребите одно из слов, указанных в скобках.
1) На развитие растения влияют следующие… (факты, факторы)… 2) В жизни можно много добиться, прилагая … (силы, усилия). 3) На мягкую мебель были … (надеты, одеты) чехлы. 4) Напрягая последние… (силы, усилия), мы завер-шили путешествие. 5) В этом магазине всегда большой выбор … (практиче-ской, практичной) обуви. 6) Срок … (уплаты, оплаты, выплаты) налога исте-кает в декабре. 7) Мы … (преклоняем, склоняем) головы перед их подвигом. 8) Содержание доклада… (уместилось, разместилось) на двух страницах. 9) Мы так давно не виделись, что вначале я не… (признал, узнал) знакомого. 10) Но-вая группа … (зашла, пришла) на лекцию.
2. (1 б.) Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением парони-мов.
1) Многие российские фильмы получили признательность за рубежом. 2) Вслед за клубникой подоспели вишня и смородина. 3) Новый сотрудник ока-зался человеком честности. 4) Очередной выпуск журнала был встречен с боль-шой заинтересованностью. 5) На замороженных стёклах видны узоры. 6) Озна-комить с настоящим приказом под роспись всех сотрудников подразделения. 7) Новая дорога значительно укоротила путь. 8) Он показался мне человеком замкнутым, скрытым. 9) Учёба поддавалась ему нелегко. 10) После разговоров с Лукой Актёр понял, что надо лечиться от алкоголя.
3. (2 б.) Закончите предложения, заменив слова в скобках фразеологизмами русского литературного языка.
1) Поезд должен прийти (в самое ближайшее время). 2) С такими друзьями можно (многое сделать). 3) Брат после этого разговора был (в замешательстве). 4) Жизнь в городе шла (обычно). 5) Я решил (действовать энергично, начинать с главного). 6) Этот вопрос (не заслуживает внимания, не имеет никакого зна-чения). 7) Контейнеры с оборудованием были доставлены (благополучно, без поломок). 8) В поликлинике было (много народу). 9) Сначала дела пошли (очень гладко, без помех). 10) В этот день друзья вернулись с рыбалки (без улова).
4. (1 +2 б.) Дайте значение иностранных слов. Составьте с ними предло-жения, в которых раскрывается смысл слова.
Альтернатива, дискриминация, кворум, вакантный, суверенитет, статус-кво, тренд, бренд, онлайн, унификация.
5. (2 б.) В приведённых предложениях найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости. Отредактируйте предложе-ния.
1) О победах наших хоккеистов теперь помнят только отъявленные любители этого вида спорта. 2) Учащиеся старших классов добились ухудшения успева-емости в этом году. 3) В парке запрещён выпас собак. 4) Склад закрыт на не-определённое время ввиду прихода тараканов. 5) Ведущее значение в работе комитета придаётся нравственному воспитанию молодёжи. 6) Рекорды продол-жаются. 7) Дети читают стих, стоя врассыпную. 8) От усталости моё тело под-кашивалось на ногах. 9) Крупную роль в подготовке к чемпионату имели това-рищеские матчи сборной с командами Украины и Словении. 10) Много нервов приходится тратить, читая письма ветеранов. 11) Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу. 12) К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, её мать и некоторые вещи. 13) Глава администрации района приехал не с пустыми руками, он вручил школе библиотеку. 14) Ещё есть люди, которые исповедуют мнение коммунистических лидеров. 15) Опытная мошенница сразу заподозрила неладное и скоропостижно покинула квартиру. 16) Знатоки не припомнят столь урожайного счёта в матчах подобного уровня. 17) Передо-вая технология улучшению многих недостатков. 18) Бабушка ласково кивает морщинистым лицом. 19) Уровень несчастных случаев на шахте увеличился. 20) Героиня предстаёт забитой от страха женщиной.
6. (1 б.) Устраните неточность в использовании слов в предложениях.
1) Сейчас перед врачами стоит сложная дилемма – сбалансировать применение радиоактивного облучения и антибиотиков. 2) Ни алюминий, ни бетон, ни пластмассы не обладают таким калейдоскопом важнейших качеств, как сталь. 3) Никто не вправе запретить журналисту беседовать с очевидцами происше-ствия, свидетелями, а затем изложить своё кредо. 4) Урал – металлургическая житница нашей родины. 5) Займите мне триста рублей, я верну вам долг уже через неделю. 6) Эта борьба ведётся под тезисом защиты прав человека. 7) В зале собрались люди изрядного возраста. 8) Больные, не посетившие лаборато-рию в течение трёх лет, сдаются в архив. 9) Условия города отличны от села. 10) В городе появились сильные шахматисты на стоклеточной доске. РЕБЯТ ВОПРОС ЖИЗНИ И СМЕРТИ.
Главная высота России - Мамаев курган, расположенный в Волгограде. Священный холм города-героя венчает величественная фигура Родины-матери. Это центральная скульптура памятника-ансамбля героям Сталинградской битвы. Женщина, мать, поднимает своих сыновей в последнюю атаку. Это не памятник-скорбь, а памятник-призыв! К главному пятидесятидвухметровому монументу "Родина-мать зовет" примыкают композиции: "Стоять насмерть", "Стены-руины" и др. Автор этого знаменитого ансамбля - Евгений Викторович Вучетич. Но над осуществлением его грандиозного замысла работали и архитекторы, и скульпторы, и инженеры, и рабочие, и даже военные сапе
Затаив дыхание, зайка сидит на толстой ветке старого дуба и ожидает, что будет дальше: будет ли прибывать вода?
От страха он весь съежился, длинные задние лапы поджал под себя, а передние вытянул вперед, чтобы не упасть с дерева в холодную воду. Свою гибкую спинку он выгнул, и пушистая шерсть на нем встала торчком.
Грудка у зайца желтенькая с розоватым оттенком, брюшко и бока серенькие. Шерстка на спинке разных оттенков: она и бурая, и серая, и коричневая, как будто в крапинку. Голова у зайца большая. Круглые глаза смотрят испуганно. Длинные рыжеватые уши с черными пятнышками на концах стоят настороженно.
Заяц-русак со страхом смотрит на воду, которая подходит к самому дереву. В воде, как в зеркале, отражаются темные силуэты деревьев.
Картина мне нравится и не нравится. Нравится потому, что на ней очень хорошо нарисована жизнь природы весной, ее красота. Не нравится потому, что неясна судьба бедного зайки. Спадет вода или поднимется заяц или утонет?