ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ Задание 1. Устраните случаи нарушения лексической сочетаемости.
1. Разницы в качестве продукции не найти не только принципиальной, но даже микроскопической. 2. Примерно такой гимн поднят всеми СМИ России по поводу выплаты долгов бюджетникам. 3. Губернатор обильно общался с местными предпринимателями. 4. Старый моряк вышел на прогулку в своём нарядном кителе. 5. Какие советы можно рекомендовать для борьбы с простудами? 6. Недавно в меню столовой появились так называемые рыбные котлеты. Вид их вполне съедобен, но вот запах от них… 7. …На Прохоровском поле 1200 танков схватились врукопашную... 8. Приехал в Париж – шёл огромный дождь. 9. Эта номинация занимает большое и важное значение... 10. И ваши аплодисменты вырастают ещё больше... 11. Сейчас я вам прочитаю несколько звонков... 12. Можешь приехать на рынок, если хочешь, походить по витринам, зайти в кафе... 13. Эта проблема посетила нас в году (о возгораниях троллейбусных проводов).
Поэзия живёт, в первую очередь, чувствами, эмоциями, переживаниями. В ХІХ веке поэты не только великолепно умели воссоздать эмоциональную жизнь человека, но делали это весьма рационально, исследуя чувства мыслью и последовательно излагая результаты такого анализа. Вспомним стихотворение А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...». В нем всё предельно ясно. «Чудное мгновенье» — появление прекрасной женщины, причём, вполне ясно какой, — вызвало восторг; но она исчезла — потянулись годы
«суеты», «заточенья»; «милые черты» сначала снились, потом стёрлись из памяти. Но вот — чудо! — она явилась, и «душе настало пробужденье», и «воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь». Стихотворение просто, понятно, чудесно, одним словом - восхитительно. Анненский пишет иначе. Он словно заносит на бумагу чувства и мысли, возникающие под влиянием случайных ассоциаций. Обратимся к его стихотворению «Стансы ночи»:
Меж теней погасли солнца пятна На песке в загрезившем саду. Всё в тебе так сладко-непонятно, Но твоё запомнил я: «Приду». Чёрный дым, но ты воздушней дыма, Ты нежней пушинок у листа. Я не знаю, кем, но ты любима, Я не знаю, чья ты, но мечта. За тобой в пустынные покои Не сойдут алмазные огни, Для тебя душистые левкои Здесь ковром раскинулись одни. Эту ночь я помню в давней грёзе, Но не я томился и желал: Сквозь фонарь, забытый на берёзе, Талый воск и плакал и пылал.
О чём стихотворение? При первом прочтении, говоря «прозой», о том, что любимая обещала, но не пришла, и лирический герой печалится. Но так ли это? «Эту ночь я помню в давней грёзе.» Стало быть, действие происходит не в данный момент, а возникает в памяти. Далее: «Чёрный дым, но ты воздушней дыма». Чёрный дым - символ печали, несостоявшейся мечты, гибели. Но «дым» лёгок и невесом — и возникает образ любимой: «ты нежней пушинок у листа», «всё в тебе так сладко-непонятно, но твоё запомнил я: «Приду». Приду? А как же: «Я не знаю, кем, но ты любима, я не знаю, чья ты, но мечта»? Может, это «приду» обещано кому-то, но было нечаянно услышано? Ведь «не я томился и желал»! Вероятно, оно было так нежно, так «сладко-непонятно» и так призывно-многообещающе, что осталось в памяти, а сегодня, когда «меж теней погасли солнца пятна на песке в загрезившем саду», оно вспомнилось, оно желанно, но — увы — недостижимо, и поэтому «сквозь фонарь, забытый на берёзе, талый воск и плакал и пылал». Перед нами замечательное стихотворение. Логические неувязки не недостатки его, а достоинства. Просто, это другая (в сравнении с пушкинской) поэтическая школа, иной стиль, новое мироощущение.
Так например, главные герои рассказа «Толстый и тонкий» представлены автором только через детали. О толстом сказано всего лишь, что после обеда в ресторане на вокзале «губы его, подернутые маслом, лоснились как спелые вишни» и пахло от него «хересом и флердоранжем». Но по этим деталям читатель уже многое Может сказать об этом человеке. Понятно, что толстый (Михаил) Материально обеспечен и ни в чем не испытывает нужды, ведь обе-Дает-то он в ресторане, ел, очевидно, дорогие блюда, так как губы в масле, и пахнет от него вином и дорогим одеколоном. Читателю сразу становится ясно, что перед нами достаточно преуспевающий уверенный в себе и обеспеченный человек.Тонкий же (его зовут Порфирий) «вышел из вагона и был навьючен чемоданами…пахло от него ветчиной и кофейной гущей». По этим художественным деталям мы можем сказать, что перед нами человек, не имеющий постоянной службы, переезжающий с места на место и окончательно не устроившийся в жизни. Обед его был очень скромен, а значит, и живет он не в достатке. Рассказ тонкого о себе подтверждает это. Жалованье у него плохое и ему с женой приходится подрабатывать, Следующие детали подтверждают и несколько расширяют преставления читателя о героях. Это их гимназические прозвища, о которых вспоминает тонкий. Оказывается, нынешнее положение героев прямо связано с их прот шлым. Толстого звали Геростратом. Это человек, который из желания прославиться любой ценой сжег храм Артемиды Эфесской — одно из чудес света. Такая деталь говорит многое о характере толстого. Понятно, что он стремится быть первым во всем и иметь высокий чин. Тонкого же дразнили Эфиальтом за то, что он любил ябедничать. Таким он и остался и выслуживался перед начальством, угождая ему и донося на других. Когда выясняется, что должность толстого самая высокая — тайный советник, автор удивление и реакцию тонкого передает тоже через детали. Порфирий так привык к чинопочитанию, что при виде человека старшего по должности он «съежился, сгорбился, сузился». Даже его чемоданы стали меньше, а сын стал по стойке смирно. Обращение к Михаил лу тоже изменилось. В речи тонкого появились такие слова как «ваше превосходительство», «помилуйте», «приятно-с», угождающий смешок «хи-хи-хи». По нескольким этим словам можно представить стиль общения тонкого с вышестоящими людьми.Таким образом, благодаря художественной детали в рамках короткого рассказа мы многое узнаем о судьбе, характере и поведении главных героев. Художественная деталь нам почувствовать и отношение автора к своим героям. А. П. Чехов осуждает чинопочитание тонкого. Это качество победило в нем все остальные. Поэтому с таким человеком неприятно общаться, и не только толстому.