Лексика вариант ii 1. укажите неверное утверждение: а) центральная единица лексикологии — слово; б) лексическое и грамматическое значения слова не связаны между собой; в) могут быть лексические и контекстуальные синонимы; г) различаются омонимы полные и частичные; д) архаизмы и неологизмы составляют пассивный словарь языка; е) многие заимствованные слова имеют синонимы. 2. найдите слова, окончания которых имеют одинаковое грамматическое значение: а) крестьяне; в) в море; д) накануне; б) поле; г) насекомое; е) нигде. 3. укажите словосочетания, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении: а) черные мысли; в) искры костра; д) тянутся дни; б) седой старик; г) рев водопада; е) красный закат. 4 найдите словосочетания, в которых выделенные слова являются омонимами: а) годы воины б) площадь треугольника — городская площадь; в) крутой кипяток — крутой характер; г) сборка конструкции — сборка на юбке; д) строевой лес — строевая песня; е) холодное молоко — холодный взгляд. 5. укажите, какая из омонимичных форм использована в предложении лет до ста расти нам без старости (в. маяковский): а) омоформы; б) омофоны; в) омографы. 6. выберите правильный ответ. укажите столбик: а), б), в), г) или д), в котором последовательно расположенные буквы соот¬ветствуют пропущенным в словах буквам: а) б) в) г) д) ч..стота колебаний и а и а е ч..стота белья и е а и е посв..тить фонарем е и я е я посв..тить идее е я и я е 7. укажите, какое выразительное средство языка использовано в следующем отрывке: а) эпитет; б) олицетворение; в) метафора. о чем ты воешь, ветер о чем ты сетуешь безумно? (ф. и. тютчев). 8. подберите к выделенным словам из левого столбика соответствующие антонимы из правого столбика: 1) полное ведро — а) частичное; б)худое; в)пустое; 2) разные вкусы — а) однотипные; б)тождественные; в)схожие; 3) сильное чувство — а) вялое; б)неубедительное; в)слабое; 4) громкая слава — а) незаметная; б)неслышная; в)слабая. 9. укажите предложение, в котором синоним к слову легкого является стилистическим. а. играючи он поднимал двухпудовую гирю. б. несложно справиться с данной . в. он безболезненно перенес дальний перелет. г. она свободно владела несколькими языками. 10. найдите предложения, в которых для создания художественных образов используется антитеза. а. люблю я пышное природы (а. пушкин). б. богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (поговорка). в. не знаю, жить мне много или мало, иду я к свету иль во мрак (в. брюсов). г. пришел мой час, пришла моя пора. свалилась с плеч тяжелая гора (в. смирнов). д. минувшего нельзя нам воротить, грядущему нельзя не доверяться (а. фет). 11. подберите к словам из левого столбика подходящие по упот-реблению слова из правого столбика: 1) воинская — а) наука; б)обязанность; в) разведка; 2) годичные — а) оценки; б)кольца; в)доходы; 3) проступок — а) неблаговидный; б)честный; в) невольный; 4) цветовая — а) фотография; б)гамма; в)ручка. 12. укажите строку, в которой все слова заимствованные: а) флот, шайба, картофель, брат; б) кладовая, кочерга, абажур, аркан; в) вексель, деньги, карнавал, комедия; г) капельмейстер, пальто, акваланг, коромысло. 13. найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами: а) глава, хождение, ворота, ягненок; б) голова, хожу, врата, агнец; в) голова, хождение, ворота, ягненок; г) глава, хождение, врата, агнец. 14.укажите предложения, в которых выделенные слова являются . а. кто-то держал развернутый судебник (а. к. толстой). б. в толпе могучих сыновей, с друзьями, в гриднице высокой владимир-солнце (а. пушкин). в. все море — как жемчужное зерцало (и. бунин). г. шуми, шуми, послушное (а. пушкин). д. царь двумя перстами брал обритых за щеку 15.определите, какие слова из левого столбика соответствуют понятиям из правого: 1) продналог; а) устаревшее слово; 2) акваланг; б) общеупотребительное слово; 3) аэроплан; в) неологизм. 4) эквалайзер; 5) маклер; 6) программирование. 16. укажите предложение, в котором встречаются диалектизмы. а. восстань, пророк, и виждь, и (а. пушкин). б. поговорив, казаки разошлись по куреням (н. гоголь). в. здесь тягостный ярем до гроба все (а. пушкин). г. торчавшие копья и рогатины принадлежали опричникам (а. к. толстой). 17. найдите слова, относящиеся к терминам: а) полногласие; в) имажинизм; д) аффикс; б) ремарка; г) оканье; е) фразеологизм. 18. укажите, как называются выделенные слова в предложениях: а) архаизмы; в) жаргонизмы; б) диалектизмы; г) профессионализмы. а цена ему — лимон. полный облом: уперся рогами в землю — и ни в какую.
1. Тайга осенью.
2. Все предложения объединены одной темой — красота тайги. Предложения связаны цепной связью между собой.
3. Тайга в осеннюю пору.
4. Основная мысль: любовь к родной природе, восхищение ею.
5. Стиль - художественный. Основные признаки :образность, выразительность, эмоциональность. Преобладают прилагательные. Также используются художественные средства выразительности.
6. Описание. Описывается неповторимая красота тайги, дается всестороннее описание, в тексте много существительных и прилагательных. Есть авторская оценка: Тайга, по-моему, красива и величественна во все времена года.
9. Эпитеты: сверкающим инеем, серебристые капли, ясную пору, могучие деревья.
Сравнение: словно сережки, подвешенные к сосновым иглам.
Олицетворение: деревья стоят задумчиво и молчаливо, метели, одевая тайгу в снега.
10. Морзянка - азбука Морзе .
2) Детишки собрали букет из разноцветных листьев, который они собираются подарить их мамам.
3) Когда наступит осень, все будут радоваться.
4) Я люблю осень, так как из за листьев красивый вид на улице.
5) В этом году осень не красивая, потому что всё время лил дождь.
6) Осень - грустная пора, хотя если ты оптимист, то ты найдешь чему радоваться даже в это время года.
7) Всю осень я был дома, потому что болел.
8) Подруга, с которой я играл осенью, была хорошим человеком.
9) Сегодня осенний день восхитителен, так как погода очень хорошая.
10) Осень выдалась хорошей, когда я был в деревне.