Listen to the extract and mark true/false statements. 1. The scientist raises the questions about the Universe.
2. Scientific researches in astronomy gave the answers to the questions
3. The Greek philosopher Aristotle put forward an argument that t
Earth wasn't a flat plate.
4. The Greeks knew a lot about the Universe because they travelled mu
5. It was another British scientist who demonstrated that our gala
wasn't the only one.
6. Edwin Hubble made many calculations to determine distances to ot
galaxies.
7. The scientist worked out distances to twenty different galaxies
measuring their brightness.
8. Each galaxy contains thousand million stars.
9. It is a well-known fact that our galaxy is slowly rotating.
10. It was proved scientifically that the Sun is no longer a star.
c) After you listen
In the whole class, think and decide what other scientists made discover
their studies of the Universe and what their greatest discoveries are.
Учился я хорошо, с французским же у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова, но произношение с головой выдавало моё ангарское происхождение, и Лидия Михайловна, учительница французского, бессильно морщилась и закрывала глаза. "Нет, придётся с тобой заниматься", –отдельно сказала она.
Так начались для меня мучительные дни. Я покрывался потом, краснел и
задыхался, а Лидия Михайловна без передышки заставляла меня мозолить бедный
мой язык. Постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова, и они
уже не обрывались у моих ног тяжёлыми булыжниками, а позванивая пытались куда-
то лететь.
Наверное, уже можно было прекратить эти занятия на дому, но я не решался
сказать об этом Лидии Михайловне, а она, видимо, не считала нашу программу
выполненной. И я продолжал тянуть свою французскую лямку. Впрочем, лямку ли?
Как-то невольно и незаметно я почувствовал вкус к языку и в свободные минуты без всякого принуждения лез в словарик, заглядывая в дальние тексты учебника. Наказание превращалось в удовольствие.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
1. Валентин Распутин "Уроки французского"
2. основная мысль текста в том, что если упорно учиться, то вскоре ты добьёшься успеха, и то, что ты раньше считал невыполнимым, будет приносить тебе удовольствие.
3. стиль текста художественный.
автор в красках описывает историю, употребляет много прилагательных и эпитетов.
4. тип текста повествование.
мальчик рассказывает нам историю во временой последовательности, повествует нам о занятиях с учительницей.
5. написала выше
6. легко [л' и х к о]
л - [л'] - согласный, мягкий, непарный, звонкий, сонорный.
е - [и] - гласный, безударный.
г - [х] - согласный, твёрдый, непарный, глухой.
к - [к] - согласный, твёрдый, парный, глухой.
о - [о́] - гласный, ударный.
–––––––––––
5 букв - 5 звуков
7.
>язык
употреблено в значении "вырост в ротовой полости человека".
(также бывает значение "язычок кроссовок" и "язычок у колокольчика")
>голова (в тексте "...с головой...")
употреблено в значении "часть тела человека"
(также есть значение "голова–единица счёта скота)
8. I. (В) удовольствие - существительное;
II. Н. ф. удовольствие; постоянные признаки–нариц., неодуш., ср. род, 2-е скл. непостоянные признаки–именительный падеж, ед. число.
III. В предложении является подлежащим.
8. Определите и запишите основную мысль текста.
"Полярная звезда мореходам найти путь в океане!"
9. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что корабль взял курс на север? Запишите ответ.
Взглянув на север, капитан увидел, что Полярная звезда хоть и была низко, но уже заметно поднялась.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8–11 текста. Запишите ответ.
Повествование.
11. В предложениях 1–3 найдите слово со значением «сильный ветер большой разрушительной силы». Выпишите это слово.
Буря.
12. В предложениях 5–7 найдите антоним к слову «высоко» и выпишите его.
Низко.