LTE яские 4. Прочитайте текст. Определите тему текста, озаглавте его. Спишите, вставьте пропущенные буква, расставьте недостаошие знаки препинания, Мы ждали зиму и вот она пр...шла, Свеч..ра Земля Древ...я вс...ду и крыши сосе...них домов были темными. Вдруг поз...но вечером вместе с дождём посыпались на землю б...льшие сн...жинки. За ноч... сне... укрыл все вокруг к утру небо раз...яснилось, Зима воскликнули мы, когда посм...трели в окно. Первое зимнее утро праздник земли. Нам ужа...но хотелось взять санки, лыжи и б...жать к горк... . Но надо было идти в школу. Как долго т.нулись уроки в этот радос...ный день! • Какова основная мысль текста? Запишите её в тетрадь. • Определите тип и стиль текста, Объясните знаки препинания в пятом и шестом предложениях, составьте схемы, Найдите в последнем абзаце глагол, употреблённый в переносном значении. Определите по толковому словарю его лексическое значение, • Подберите к выделенным в тексте словам синонимы и антонимы. Выпишите их. парами. 111
к ним дат.п
с кем-нибудь твор. п
не с кем твор п
над тобой твор п
ни от кого род п
какие нибудь - им п
собой - твор п
о вас - прел п
не у кого - род п
2) Мальчик хотел о чем - то спросить ("о" - предлог, чем-то суффикс "то"), что-то сказать.
К2
1) Надо мною неба синий шелк. Вернуться домой не было никакой возможности. Когда увлечешься работой, ни о чем не хочется больше думать. Об этом фильме я уже кое-что слышал. Туристов не смутили никакие предупреждения о трудностях в пути
2) Взять себя в руки. Выйти из себя. Сам себя высек
Карточка 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Укажите предлоги.
Отсутствовать в течениЕ трех дней; вследствиЕ гололёда много аварий; в продолжениЕ кАникул бездельничАл; измЕнения в течениИ реки; узнать интересные подробности в продолжениИ повести; молчать в течениЕ всего пути; заинтЕресован в продолжениИ встреч; внести поправки в следствиЕ.
Выделенные слова являются предлогами, потому что их можно заменить на другой предлог с таким же значением (в течение - на протяжении, вследствие - из-за, в продолжение - в течение). Предлоги не отвечают на вопрос и являются служебными частями речи.
Карточка 2. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте свой выбор написания предлогов и омонимичных им существительных.
1. В течениЕ всего дня мама не разговаривала со мной. 2. В следствиИ по уголовному делу появились новые материалы. 3. Ученые изучают Арктику В продолжениЕ нескольких десятилетий. 4. Дунай в нижнем течениИ замерзает зимой почти на полтора месяца. 5. ВследствиЕ оледенения самолет начал терять высоту. 6. Я имел ввиду совсем другое средство.
Предлоги взаимозаменяемы. Их можно заменить на другой предлог с таким же значением (в течение - в продолжение, вследствие - из-за, в продолжение - в течение). Предлог ввиду обычно используется при указании на что-то предстоящее. Предлоги не отвечают на вопрос и являются служебными частями речи, поэтому их надо отличать от омонимичных им существительных с предлогом в.
Карточка 3. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.
1. Автор внес изменения В продолжениЕ романа. 2. Цветет сушеница В течениЕ лета. 3. Ручей в своем коротком течениИ делает несколько поворотов. 4. РАстение покрыто шЕлковистым серебристо-белым опушением, вследствиЕ чего оно кажЕтся седым. 5. ВпоследствиИ эту вершину назвали «Леной». 6. СуществеННые поправки были внесены В следствиЕ по делу о краже. 7. ВпоследствиИ я узнал историю родного села. 8. Об этом персонаже автОр еще напишет В продолжениИ повести. 9. Все деньги переведите НА счет нашей фирмы.