Любимое занятие Пети на море - это ныряние с открытыми глазами. На глубине, перед мальчиком, каждый раз заново открывается чарующий мир подводного царства. Сквозь толщу воды яственно видны десятки тысяч разноцветных камешков. Они покрывают дно, как булыжная мостовая. Подводные растения составляют сказочнный лес. Он пронизан мутно-зелёными лучами бесцветного солнца. Среди корней, рогами расставив свои ужасные клешни, проворно пробирается боком старый краб. Он несёт на своих паучьих ногах дутую коробочку панцыря. Петя нисколько его не боится. Этот краб, водоросли и весь подводный мир кажутся ему загадочными и интересными. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(1)- фонетический разбор;
(2) - морфемный разбор;
(3)- морфологический разбор;
(4)- синтаксический разбор предложения.
2. С существительными, если отрицание придаёт слову новое, противоположное значение, например: неприятель, несчастье, если отрицание придаёт слову, не имеющему этой частицы, значение противопоставления, отрицания, например: неспециалист, немарксист, нерусский.
3. С полными и краткими прилагательными и с наречиями на -о (-е) , если сочетание их с не служит не для отрицания какого-либо понятия, а для выражения нового, противоположного понятия, например: нездоровый вид (т. е. болезненный) , невозможный характер (т. е. тяжелый) , море неспокойно (т. е. волнуется) , дело нечисто (т. е. подозрительно) .
4. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, например: неоконченный (труд) , нераспустившийся (цветок) , нержавеющая (сталь) , нелюбимый (ребёнок) , нескрываемая (злоба) , несжатая (полоса) (в таких случаях причастие близко к прилагательному) ; но: не оконченный вовремя труд, не распустившийся из-за холода цветок, не любимый матерью ребёнок.
5. В местоимениях, когда не от последующего местоимения не отделено предлогом, например: некто, нечто, некого, нечего (но: не у кого, не к чему, не с кем, не за чем, не за что) .
В местоименных наречиях, например: некогда, негде, некуда, неоткуда.
6. В наречиях незачем (в значении «бесцельно» , например: незачем туда идти) , нехотя; в предложных сочетаниях несмотря на, невзирая на; в вопросительной частице неужели.
7. В глагольной приставке недо-, обозначающей несоответствие требуемой норме, например: недовыполнить (выполнить ниже требуемой нормы) , недосмотреть (недостаточно, плохо смотреть, упустить что-нибудь) , недосыпать (спать меньше нормального) .
Не пишется раздельно:
1. При глаголах, в том числе и при деепричастных формах, например: она не пьёт, не ест, не говорит; не может не видеть; не глядя, не смотря, не спеша.
2. В причастиях: а) в краткой форме, например: долг не уплачен, дом не достроен, пальто не сшитое б) в полной форме, когда при причастии есть пояснительные слова, а также тогда, когда при причастии есть или подразумевается противопоставление, например: он принёс не законченную работу, а только отдельные наброски.
3. При существительных, прилагательных и наречиях, если есть или подразумевается противопоставление, например: не удача привела нас к успеху, а выдержка и хладнокровие; не смерть страшна – страшна твоя немилость (Пушкин) ; утро настало не ясное, а туманное; поезд идет не быстро и не медленно (подразумевается: «с какой-то средней скоростью») ; не завтра (здесь не может не быть противопоставления) .
4. При местоимениях и местоименных наречиях, например: не я, не этот, не иной, не такой, не иначе, не так.
Примечание. Философский термин не-я пишется через дефис.
5. При усилительных наречиях, а также при предлогах и союзах, например: не очень, не вполне, не совсем, не из..., не под..., не то.. . не то.
6. При неизменяемых словах, не образованных от прилагательных и выступающих в предложении в качестве сказуемого, например: не надо, не прочь, не жаль.
7. При всех словах, пишущихся через дефис, например: все не торгово-промышленные предприятия; сказано не по-русски; поют не по-старому.